Методологический аппарат исследования студентов (Рекомендации по составлению актуальности исследования, предмета исследования, гипотезы)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

эффективности обучения», «Опыты и наблюдения на уроках биологии как факторы развития познавательного интереса учащихся ».

Актуальность исследования. «Почему данную проблему нужно но изучать?» Актуальность исследования заключается в обосновании гипотетической новизны и положительного эффекта, который может| быть достигнут в результате решения выдвинутой задачи. Теоретической актуальностью обладают прежде всего поисковые, пионерные исследования, которые предусматривают выдвижение научных решений, не имеющих прототипа. Актуальным считается любое исследование, если оно отвечает потребностям практики.

Конечно, большинство курсовых и дипломных работ, выполняемых в системе высшей школы, следует относить к разряду так называемых учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Цель выполнения работ такого рода - развитие у будущего специалиста навыков самостоятельного исследования. Научный уровень и актуальность учебно-исследовательских работ всегда соответствует программе обучения.           

Новизна исследования может заключаться в:

- новом объекте исследования;

- использовании новых подходов, методик, методов исследования;

- решении вопросов, затрагивающих региональные особенности;

- получении нового знания, являющегося результатом обобщения и критического анализа литературных источников.

Объект исследования - это то, с чем исследователь имеет дело, что исследуется, что рассматривается. Объект - это исследуемое педагогическое явление, факт, процесс.

Предмет исследования. Предмет обозначает отдельную сторону, отдельный аспект рассмотрения объекта, даёт представление о том, как рассматривается объект, какие новые качества, свойства, аспекты, функции объекта рассматривает исследователь. Можно сказать, что предмет - это что-то такое, изменение чего повлияет на функционирование объекта. Предмет исследования чаще всего либо совпадает с темой исследования, либо они очень близки по звучанию, т.е. тема отвечает на вопрос: что есть предмет исследования.

Гипотеза - это предположение, на основе ряда факторов о существовании связи между явлениями или причине явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. В гипотезе всегда содержится противоречие с имеющимися представлениями. То, что не требует доказательства - не гипотеза. В гипотезе формулируются предположения о необходимых и достаточных условиях протекания педагогических процессов, о структурных элементах какого-либо вида педагогической деятельности, о критериях, требованиях, границах, функциях и т.д.          

ЧТО-ТО способствует развитию (... воспитанию... подготовке... формированию...) ЧЕГО-ТО, если...

ЧТО-ТО обеспечивает.... ЧТО-ТО (ЧЕГО-ТО), когда....

ЧТО-ТО является средством ЧЕГО-ТО при условии, что....

Пример: «Ведущим условием повышения качества знаний, познавательной активности учащихся, эффективности урока являются различные формы, способы и приёмы учёта знании, включение в урок элементов программированного контроля знаний, тестовых контрольных заданий, игровых приёмов учёта знаний».           

Гипотеза исследования может формулироваться и выделяться как отдельный структурный элемент работы, но в некоторых работах допустимо ограничиться только формулированием цели и задач исследования.

Цель, исследования - это то, что надо, желательно, осуществить. Для раскрытия темы (решения проблемы) исследования необходимо сформулировать цель работы и определить способы её достижения. Если формулирование цели заключает в себе вопрос ЧТО нужно сделать, то задачи работы отвечают на вопрос

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
49 Kb
Скачали:
0