Программа психолого-педагогического сопровождения специализированных классов (на примере МБОУ гимназии № 3 в Академгородке)

Страницы работы

Содержание работы

Программа психолого-педагогического сопровождения специализированных классов 2011-2013гг.

 МБОУ гимназия № 3 в Академгородке.

Постановка проблемы

В МБОУ гимназии №3 в Академгородке профильное обучение с 2004года.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществлялось через основные направления деятельности педагога-психолога: диагностика, развивающая работа, профилактика, просвещение.

В 2012-2013 учебном году в МБОУ гимназии №3 в Академгородке продолжает работу второй  учебный год   специализированный естественнонаучный класс.

Промежуточный этап прошел успешно. Были выявлены трудности взаимодействия друг с другом в коллективе. После проведенной работы в классе (тренинги, семинары, консультации) отношения между учащимися изменились в лучшую сторону. Это подтверждает поведенная диагностика класс, подтверждают опросы учителей, они отмечают, что атмосфера стала более комфортной и учащиеся лучше взаимодействуют друг с другом.

В 2012-13 учебном году на базе МБОУ гимназии № 3 в Академгородке были открыты еще два класса:10 А с углубленным изучением естественнонаучного цикла и 10 В с углубленным изучение математического цикла предметов.

На этапе формирования специализированных классов было проведено психологическое обследование учащихся с целью изучения интеллектуально-мнестической сферы, уровня мотивации и социальной адаптации.

Психологическое обследование было проведено с использованием следующих методик: опросник Спилбергера( модифицирован А.Д.Андреевой), Методика изучения учебной мотивации (О.Ю. Окунева,Л.А. Васильева), анкета « Познавательная активность подростков», методика изучения социализированности личности (М.И.Рожкова), «Оценка психологической атмосферы в коллективе», «Изучение самооценки личности старшеклассника».

Данная диагностика в 10 А выявила следующие показатели: уровень работоспособности очень высокий, ученики проявляют высокое стремление к достижению успеха, в классном коллективе преобладают благоприятные отношения, что является положительным фактором, располагающем к доброжелательности, сотрудничеству. Изучение уровня самооценки выявило 42% учащихся с низким уровнем самооценки: эти учащиеся болезненно переносят критику в свой адрес. Изучение  уровня тревожности у старшеклассников не выявило группу детей с высоким уровнем тревожности. В этом классе только три человека пришли из других классов.

Особенностью одаренных детей являются проблемы.  Связанные с трудностями в общении с окружающими. Стремление детей к самоактуализации- это стремление постоянно воплощать. Реализовывать, опредмечивать себя, свои способности. Как результат перфекционизм обучающихся, т.е стремление доводить результат любой деятельности до их соответствия самым высоким требования, эталонам, эгоцентризм- непонимание обучающимися, что окружающие в большинстве своем существенно отличаются от них и в мыслях, и в поступка, в стремлении к лидерству. 

Данная диагностика в 10 В выявила следующие показатели: уровень работоспособности  высокий у 70% учащихся, ученики проявляют  стремление к достижению успеха,  в классном коллективе благоприятные отношения, коллектив дружный и сплоченный. Это характеризуется тем, что класс практически остался тем же, добавилось только несколько новых человек, которые хорошо вошли в коллектив. Изучение уровня самооценки выявило 10% учащихся с низким уровнем самооценки: эти учащиеся болезненно переносят критику в свой адрес. Изучение  уровня тревожности у старшеклассников не выявило группу детей с высоким уровнем тревожности. Но было отмечена загруженность у детей по непрофильным предметам и большие объемы домашнего задания по непрофильным предметам.

В связи с выявленными в результате входной диагностики особенностями развития учеников 10А специализированного класса, а также в связи с особенностями работы с одаренными детьми в процессе реализации программы планируются следующие направления работы:

- создать в рамках учебного процесса возможностей для удовлетворения новых психологических потребностей обучающихся (в самопознании, общении, психологической готовности к принятию новой социальной роли и позиции).

- развивающая работа  направленная на развитие самопринятия, поддержка веры ученика в свои силы и способности;

- мероприятия по развитию навыков саморегуляции и управлению стрессом.

- регулирование вопроса по загруженности детей по непрофильным предметам.

Данные направления планируется осуществить через программу включающую два этапа.

1Этап: 2012-2013 учебный год.

2 этап: 2013-2014 учебный год.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Целью психологического сопровождения профильного обучения является создание и поддержание комфортных условий обучения и самореализации учащихся для развития личностных ресурсов учеников специализированных классов в реализации своих способностей и одаренности, сохранение психологического и физического здоровья в условиях режима повышенных нагрузок и формирования осмысленного отношения к учебному процессу всех его участников .

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1.  Психолого-педагогическое сопровождение проектирования индивидуальной траектории профиля;

2.   Обеспечение формирования способности учащихся к сознательному, ответственному выбору - планированию учебной и профессиональной карьеры,  проектированию жизненного пути;

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Практика
Размер файла:
82 Kb
Скачали:
0