Смысловая концепция сознания Агафонова, страница 2

Созн-е правомерно рассмаотривать только в актуальный момент. Содерж-е бессознательного м/б доступно сознанию в к-л др момент времени – в прошл или будущем относительно «здесь и сейчас». Д/чела невозможно актуально осознавать всё содержимое памяти. Чел знает то, что актуально доступно его созн-ю. Но вместе с тем его память хрнит намного больше всякой инфы. Благодаря сознанию инфа превращается в знание. Ф-ция времени относительно к спихике чела состоит в постоянной смене актуального содержания сознания. Пр-р: читая это предложение, вы не осознаёте, хотя и прекрасно помните, в какой стране вы живёте… вот теперь осознали. Чтобы возник смысл, необходимо нечто означающее -> смысловое содержание сознания доступно ему благодаря тому, что нечто указывает на это смысловое содерж-е.  Но для этого оно должно там прежде всего быть (т. е. если вы вдруг не знаете, в какой стране проживаете, то этого осознания не произойдёт). Означаемое без означающего не сущ-ет.

Следствие 3.1 Явления памяти дифференцируются на бессознательные явления (процессы сохранения инфы) и явления сознания (запоминание, воспроизведение, узнавание).

Следствие 3.2 Смысл в бессознательном сущ-ет только как член множества своих областей. Это не точечное, а полевое образование. Смысл не дискретен, а представляет собой некий континуум. Область смысла – это такое смсловое поле, кот при своём появлении не м/т члениться. Каждый смысл принадлежит как минимум одной области и вне этих связей с др смыслами не сущ-ет. В ходе онтогенеза – расширение сферы областей отдельного смысла.

Следствие 3.4 Смысл не м/б смыслом самого себя. Он отсылает человека к реальности.

Следствие 3.5 Смысл области соответствующего смысла в самой этой области не содержится. 

Опр 4. Множество актуализированных смысловых областей бессознательного есть мнемический контекст.

Следствие 4.1 Понимание текста сознания происходит только в рамках мнемических актуализированных контекстов. Понимание возникает в рез установления связей м/у содержанием соз-я и бессознательным содержанием. При изм-и содержания сознания, эл-ты бессознательного становятся содержанием сознания, а элементов сознания становятся содержанием памяти. => м/но говорить, что познавательные процессы всегда опираются на бессознат основу. Актуализированный мнемический контекст – то содержание пам, кот опред-ет работу созн-я. Помнить – значит сохранять смыслы в тех отношениях, в кот они м/б репрезентированы сознанию.

Следствие 4.2 Если содержание сознания тождественно содержанию мнемического контекста, то текст сознания не осознаётся (эффект неосознаваемого мнемического контекста). Вспоминая слова, мы не осознаём сам факт воспоминания. Эксп Аллахвердова: 21 задание, 20 нормальных, а 21 – «воспроизведите все задания, кот вы выполняли до этого» - это давалось труднее.

Следствие 4.3 Смысла психики вне психики не сущ-ет. П. ч. это психическое явление, материал психики.

Выводы от Агафонова:

  1. Созн-е всегда раб в актуальном режиме.
  2.  Стр-ру текста сознания определяют познавательные контуры:  сенсорно-перц, контур представления, мыслительный контур сознания, аффективный и рефлективный контуры. Познавательные контуры созн-я – это формы смыслообразования или частные виды понимания.
  3. Сознание опреирует смыслами
  4. Смысл в сознании формируется актом его понимания.
  5. Понимание – родовая ф-ция сознания. Оно неустранимо.
  6.  Явления памяти дифференцируются на бессознательные явления (процессы сохранения инфы) и явления сознания (запоминание, воспроизведение, узнавание).
  7. Б/с – это память в аспекте сохранения инфы.
  8. Процедуры понимания осущ-ются только в рамках актуализированных мнемических контекстов.
  9. Если содержание сознания тождественно содержанию мнемического контекста, то текст сознания не осознаётся (эффект неосознаваемого мнемического контекста).

А вот что я поняла из всего этого (в общем виде):

Единица психики – смысл. Сознание состоит из смыслов и имеет текстовое строение. Текст – это структурированное смысловое содержание.

Память. Явления памяти дифференцируются на бессознательные явления (процессы сохранения инфы) и явления сознания (запоминание, воспроизведение, узнавание).  Бессознательное представлено памятью в аспекте хранения информации и тоже состоит из смыслов. Нет противопоставления б/с и сознания: б/с может стать доступно сознанию. Сознание всегда понимается в связи с актуальным моментом (то, что есть «здесь и сейчас»). В другой момент времени сознание будет иметь другое содержание, а это соответственно уйдёт в область б/с (памяти).

Онтологический план сознания – текст, а гносеологический – механизм понимания этого текста. Понимание – ведущая функция психической организации. Сознание продуцирует смыслы актами их понимания. Работа сознания невозможна без памяти, так как тексты сознания осмысливаются только в контексте прошлого опыта. Не совсем понятно, как оно вообще формируется, когда никакого прошлого опыта и никаких смыслов ещё нет…

Леонтьев: сознание возникает в результате деятельности и общения. Агафонов: общение и деятельность (человеческие) возможны только при наличии сознания.

В общем, вопрос: возникновение сознания в теории Агафонова.