Речь и речевая деятельность. Механизмы порождения и понимания речи

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

44. Речь и речевая деятельность. Механизмы порождения и понимания речи

Фердинанд де Соссюр (основатель лингвистики). Главное свойство языка – условность, произвольность знака. Знак заменяет предмет по своей чувственной форме, можно оперировать объектом без практического действия с ним. Язык – совокупность знаков и правил оперирования ими. Речь – процесс использования языка. Их отличия:

1) язык стабилен, речь динамична. Речь как процесс – возможность развития языка как системы.  Речь – это язык в действии.

2) язык – система общественных значений, речь позволяет выражать индивидуальный смысл.

3) речью сначала овладевают в применении, и затем осознают правила. Язык сначала предполагает знакомство с терминами и правилами, а затем – применение в речи.

Речь – форма общения, опосредствованная языком.

Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в качестве «стимула-средства» (Л. С. Выготский), т.е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели.

С. Л. Рубинштейн: Речь выходит за пределы соотношения с мышлением, речь коррелирует с сознанием в целом. Сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Индивидуальное сознание каждого человека посредством языка  обогащается результатами общественного опыта.  «Речь, язык – обозначающее отражение бытия». Речь, слово специфическое единство чувственного и смыслового содержания. Значение слова – обобщённое отражение предметного содержания, определяется через функцию этого предмета в системе человеческой деятельности. Чувственный носитель значения в слове выполняет по отношению к значению функцию знака, т.о. слово является единством значения и знака. Значение и предметная соотнесённость слова звенья в едином процессе (предметная соотнесённость слова осуществляется через его значение, а указание на предметную отнесённость как начальная ступень раскрытия значения слова).

Функции речи:

1.  Сигнификативная (отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим)

2.  Коммуникативная – внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.

3.  Экспрессивная - ею обязательно обладает аффективная речь.

4.  Индикативная (указание на объект).

5.  Номинативная (называние).

6.  Гностическая (сохранение и передача общественного опыта в виде знания).

7.  Планирование.

8.  Регуляция действий.

Традиционно (3) - (6) – функции внешней речи, (7), (8) – функции внутренней речи, хотя это деление довольно условно, т.к. внешняя речь, например, может осуществлять регуляцию действий на ранних этапах развития.

Виды речи:

1.  внутренняя – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней. Особенности внутренней речи по сравнению с внешней:  предикативность (опускание подлежащего), сокращенность, фрагментарность, преобладание смысла над значением, тенденция к слипанию слов. Неясным является вопрос о том, как осуществляется планирование внутренней речи. В том, что такое планирование имеет место, нет оснований сомневаться; ведь внутренняя речь не что иное, как речевое высказывание, хотя и сильно редуцированное и имеющее специфическую структуру. Но, насколько нам известно, в научной литературе отсутствуют какие-либо указания на этот счет; по всей -видимости, внутренняя речь

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
71 Kb
Скачали:
0