Общее представление о внимании. Основные подходы к изучению внимания. Теории внимания

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

54. Общее представление о внимании

Вниманием называется выделение, выбор актуальных, личностно значимых сигналов. Как и память, внимание относится к так называемым "сквозным" психическим процессам, так как присутствует на всех уровнях психической организации.

Традиционно внимание связывают прежде всего с ограничением поля восприятия, то есть с такой организацией восприятия, при которой человек воспринимает то, что хочет видеть (слышать и т.д.), предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена.

Внимание осуществляет выбор той информации, которая будет обрабатываться. Центральные механизмы переработки информации у человека могут иметь  дело в данный момент времени лишь с одним объектом. Фиксированный объем является основной характеристикой внимания. Объем внимания нельзя изменить с помощью обучения и тренировки.

Последовательность анализа среды (направление внимания) зависит от двух групп факторов:

1)  структура внешних раздражителей (физические параметры сигнала: интенсивность, частота и т.д.);

2)  структура внутреннего поля, определяемой деятельностью человека (степень новизны, интенсивности раздражителя и т.д.).

Внимание сопровождается приспособительными движениями, но не сводится к ним. Сущность внимания в избирательном характере психической деятельности.

Внимание обеспечивает направленность и сосредоточенность психической деятельности.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком - либо реальном или идеальном объекте, предлагающее повышение уровня сенсорной. Интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Психическая деятельность может протекать продуктивно (производя что - нибудь) в том случае, если человек сосредоточен на том, что он делает. Внимание, следовательно, обладает такими качествами как:

- направленность. Избирательный характер психической деятельности - преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В это же понятие включается сохранение деятельности на известный промежуток времени.

- сосредоточенность и углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание и наоборот. Сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении одной задачи, тем меньше мы замечаем окружающее (периферия воспринимаемого).

- внимание выполняет основную свою функцию - контроля и регуляции деятельности. Выражается в мимике, позе, движении.

Виды внимания (в зависимости от объекта):

- интеллектуальное. Направлено на мысли, образы, находящиеся в сознании человека.

- сенсорное. Направлено на внешние объекты.

- моторное. Сосредоточенность на физических действиях.

Подходы к проблеме внимания по Ланге:

1). Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что раз мы можем произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мускульных движений. Именно движения приспосабливают органы чувств к условиям наилучшего восприятия.

2). Внимание как результат ограниченности объема сознания. Герберт, Гамильтон. Не объясняя, что они понимают под объемом сознания и какова его величины, Герберт и Гамильтон считали, что более интенсивные представления вытесняют менее интенсивные.

3). Внимание как результат эмоций. Идея развита в английской ассоциативной психологии. Она указывает на зависимость внимания от заинтересованности субъекта. Джон Милль: "Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же".

4). Внимание как результат апперцепции. Результат жизненного опыта индивида.

5). Внимание как особая активная способность духа. Некоторые психологи, пораженные своеобразием явления внимания приняли его за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо.

6). Внимание как усиление нервного раздражения. Согласно этой гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражимости ЦНС.

7). Теория нервного подавления. Основной факт внимания (преобладание одного представления над другим) объясняется тем, что лежащий в основе первого представления физиологический нервный процесс подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений.

Трактовка внимания по Гальперину.

1). Внимание является одним из моментов ориентировочно - исследовательской деятельности, представляет собой психологическое действие, мысли или другие феномены, имеющиеся в данный момент в психике человека.

2). По своей функции внимание представляет контроль над этим содержанием

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
105 Kb
Скачали:
0