Основные положения и принципы теории деятельности

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

№ 3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Возникновение т. Д. связано с закатом психологии сознания. Основой этой т. является философия диалектического материализма: не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание.

Основные принципы.

1. П. предметности vs п. стимульности.

Позволяет провести границу между поведенческими т. и т. Д. Бихевиоризм: сущ-ет мир стимулов, и всё пов-е чел складывается из реакция на эти стимулы. Т. Д.: Чел живёт не в мире объектов и стимулов, а в мире предметов. Предмет всегда сущ-ет двояко, первично – в своём независимом сущ-и (объект), вторично – как образ объекта, продукт психического отражения его свойств, которое осущ-ся в рез-те Д. субъекта и иначе осуществляться не может. В процессе Д. объект превращается в предмет. Чел взаимодействует с предметами.

Объект – реально сущ-щее физическое тело. Образ – представление, возникающее в проц Д. на основании того, что можно делать с этим объектом.

Бих-зму присуще противоречие м/ду миром вещей и миром р-ций. Противоречие снимается в т. Д. Субъект и объект рассматриваются как полюса одной цельной системы – системы Д., только внутри кот они и обретают присущие им системные качества.

Леонтьев говорит, что животным тоже свойственна Д. Филогенетические предпосылки предметности – п. сигнальности.

2. П. активности vs п. реактивности.

Д. не провоцируется, а может осущ-ся произвольно. П. акт-ти имеет 3 взаимодополняющих момента: 1) избирательность и направленноть Д. субъекта, кот зависит от сист цен-й, целей, потреб-й, эмоций, мотиваций; 2) творческий, продуктивный хар-р психич процессов, т. е. воспринимая мир, мы явл-ся его творцами; 3) идея о самодвижении, саморазвитии, самопорождении Д.

3. П. неадаптивной природы предметной Д. vs п. адаптивности.

С т. зр. Леонтьева: потребность -> поисковая акт-ть -> встреча с объектом -> опредмечивание объекта -> Д., кот определяется предметом.

В проц поисковой акт-ти происх не только удовлетворение потреб-й, но и их изм-е и появление новых.

Сама чел Д. может носить неадаптивный хар-р (н-р, риск ради риска, избыточная IQ активность, феномены IQ инициативы вне контекста данной Д.)

4. П. опосредствования vs п. непосрдственных ассоциативных связей.

Введён Выготским и Леонтьевым для преодоления постулата непосредственности. Этот п. ставит задачу изучения психич процессов, как процессов, кот усваивают продукты чел культуры и тем самым преобразуются в ВПФ. П. сигнификации.

5. П. интериоризации и экстериоризации vs п. социализации.

Соц-ция - приспособление: реб развивается, впитывая чужой опыт. Чел рождается как биол индивид и оказывается в соц среде, к кот ему нужно приспособиться. Т. Д.: чел не адаптируется к соц опыту, а присваивает его. Осуществляется переход совместных внешних действий во внутр действия субъекта. Интериоризация – переход от внеш (интерпсихической) Д. к внутр (интрапсихич) Д.

3 грани понятия И.: 1) индивидуализация (от внеш совмест Д. к внутр действиям одного чел); 2) интимизация (реб начинает осознавать своё Я и относить к себе своё имя); 3) производство внутр плана сознания.

Экстериоризация – обратное интериоризации понятие.

(И) Образ жизни -> совместная Д. -> личность -> (Э) субъект Д. -> совемстная Д. -> образ жизни

6. П. психологического анализа Д. по единицам vs п. анализа по элементам.

Единица – молекула, элемент – атом, только молекула обладает свойствами всего вещества.

Ед-цы ан-за Д.: собственно Д., действие, операция.

Мотив -> Д.

Цель    -> Действие

Задача -> Операция

Мотив направляет Д. Д. осуществляется путём действий. Действия направлены на осуществление цели. Действия состоят из операций. Задача – цель, заданная в определённых условиях.

7. П. зависимости психического отражения от места отражаемогообъекта в структуре Д.

Н-р, профессиональная инфа.

Основные положения т. Д.

1. Предметом психологии явл-ся Д.

2. Генетически исходной и основной является внеш предметная чувственно-практич Д., от кот производны все виды внутр психич Д. Обе эти формы имеют общественно-истор происх-е и принципиально общее строение.

3. Взаимно превращающимися ед-цами, или составляющими Д. явл-ся: мотив, цель, потребность и соотносимые с ними Д., действие, операция.

4. Главными процессами Д. выступают интериоризация внешней её формы, приводящая к субъективному образу действительности, и экстериоризация внутренней её формы, как опредмечивание образа, его переход в объективно-идеальное свойство предмета.

5. Конституирующей хар-кой Д. является её предметность. Первоначально Д. детерминируется предметом, а затем опосредуется и регулируется его образом.

6. Предметная детерминация Д. возможна благодаря её универсальной пластичности, уподобляемости св-вам, отн-ям и связям объективно-предм мира. Д. направлена на вычерпывание св-в объектов реальности.

7.   Предм хар-р Д. реализуется через нужду субъекта, переходящую в потребность, и через поисковое опробывание действий.

8. Д. и её составляющие по опред з-ну дробятся и укрупняются, чему соотв дифференциация и интеграция соответствующих субъективных образов.

9. Эти хар-ки Д. альтернативны традиц 2-хчленной схеме «стимул – реакция» и др вариантам схем реактивного пов-я.

10. Метод психол анализа Д. чел, напр на выявления её конкр истор природы, строения, содержания и взаимопереходов её форм и составляющих.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
39 Kb
Скачали:
0