Развитие высших психических функций в филогенезе и онтогенезе

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

стадия иллюстрируется примерами, из которых видно, что взрослые с помощью командных знаков овладевают поведением ребенка, вовлекают его в ту или иную деятельность, привлекают его внимание к какому-либо предмету или действию, побуждают что-то сделать или прекратить делать. В своей классической форме интерпсихическая функция выступает как одна из сторон совместной или квазисовместной деятельности взрослого и ребенка.

Экстрапсихическая функция

Эту высшую форму поведения (типа эгоцентрической речи) Л.С. Выготский относил к промежуточной стадии развития между интерпсихической и интрапсихической функциями. Однако употребление этого термина обнаружено только в одном месте: «Всякая система, о которой я говорю, проходит три этапа. Сначала интерпсихологический - я приказываю, вы выполняете; затем экстрапсихологический - я начинаю говорить сам себе, затем интрапсихологический...». В работе «Орудие и знак в развитии ребенка» нет четкого терминологического различения экстра- и интрапсихических функций, в силу чего Л.С. Выготский иногда называет интериоризацией переход от социальной к эгоцентрической речи, характеризуя последнюю как интрапсихическую функцию, но чаще всего «интериоризация» (вращивание, «овнутривание») относится к переходу от стадии экстрапсихической к стадии интрапсихической функции.

Интрапсихическая функция

В генетическом смысле эта высшая форма поведения является результатом интериоризации экстрапсихической функции. Существенным является различение двух видов интрапсихической функции - спонтанной и произвольной, т.е. высшей психической функции в узком смысле.

Спонтанное поведение

Л.С. Выготский признавал, что «ряд действий, которые всегда в психологии рассматриваются как типично волевые, на самом деле не обнаруживают природу подлинно волевых действий, а лишь близко стоят к ним». В этом аспекте он подробно анализирует спонтанную речь и спонтанное мышление детей, которые он, как и Ж. Пиаже, считает непроизвольными и малоосознанными процессами.

ФИЛОГЕНЕЗ ВПФ

Развитие происходило следующим образом. Т.к. человек изменял природу, то его действие должно было подчиняться какому-то плану, целям. А, ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т.е. управлять собой. Овладение же собственным поведением происходит, опосредовано, с помощью знаков, автор называет их психическими орудиями. Т.к. человек трудился совместно, то ему необходимо было общаться. Общение же в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Сначала все функции приказывающего и исполнителя были разделены, и весь процесс был интерпсихическим, т.е. межличностным. Затем человек начинает сам себе приказывать, и эти отношения превращаются в отношения с самим собой, т.е. интрапсихические. Этот процесс превращения внешних средств-знаков (зарубки, узелки, жребий и т.д.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и т.д.) автор назвал интериоризацией. Таким образом, по Выготскому всякая функция появляется на сцену дважды сначала во внешнем плане между людьми, а затем во внутреннем.

ОНТОГЕНЕЗ ВПФ

Л.С. Выготский неоднократно формулировал под разными названиями законы развития высших психических функций. Наиболее часто он ограничивался одним законом с разными названиями: «закон социогенеза высших форм поведения», «основной фундаментальный закон построения высших психических функций»,  «закон двойного появления высших психических функций в истории развития ребенка». Этот закон гласит: всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва – в социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая.

Но Л.С. Выготский делал попытки сформулировать полный ряд законов развития высших психических функций. Например, в «Педологии подростка» дается ряд из трех законов

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
66 Kb
Скачали:
0