Динамика развития взглядов на деятельность, как на предмет психологии

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

нОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

[Введите название документа]

[Введите подзаголовок документа]

Фёдорова К.И.

Войтих Г.В.

Щербакова Е.А.

29.12.2009

Научный руководитель

Первушина Ольга Николаевна

Кандидат психологических наук

Цель работы:  Проследить динамику развития взглядов на деятельность, как на предмет психологии. А также предсказать развитие перспективы теории деятельности в будущем.

Введение и обобщение:  Нами были проработаны следующие периодические издания:

1)  «Психологический журнал»

2)  «Вопросы психологии»

3)  «Альманах Восток»

4)  «Культурно – историческая психология»

Из за недостаточного объема первоначально найденного материала мы решили расширить свою задачу. В результате мы рассмотрели данные издания за все годы XXI вместо последних 7 лет.


Список статей, использованных нами:

1)  Автор: А.В. Брушлинский

Тема: Деятельность субъекта как единство теории и практики.

Источник: Психологический журнал за 2000 год. Выпуск 6.

Анализ выполнил Войтих Г.В.

2)  Автор: А.А. Леонтьев

Тема: Ключевые идеи Л.С. Выготского - вклад в мировую психологию 20 века

Источник: Психологический журнал за 2001 год. Выпуск 4

Обзор выполнил Войтих Г.В.

3)  Автор: Соколова Е.Е.

Статья: «Неклассическая» психология А.Н. Леонтьева и его школа

Источник: Психологический журнал за 2001 год. Выпуск 6.

Анализ выполнила Щербакова Е.А.

4)  Автор: Л. Ф. Бурлачук, Н. Б. Михайлова

Статья:«К психологической теории ситуации»

Источник: «Психологический журнал», выпуск №1, 2002 г.

Анализ выполнила Щербакова Е.А.

5)  Автор: А.А. Леонтьев

Тема: Школа Л.С. Выготского. Линии преемственности.

Источник: Психологический журнал за 2004 год. Выпуск 5

Анализ выполнил Войтих Г.В.

6)  Журнал «Научный мир», выпуск №3, 2005 г. (в  2006 г. публиковались в журнале «Культурно-историческая психология», выпуск  №2)

Отрывки из книги:  «Деятельностная теория мышления»

Автор: Давыдов В.В.

Анализ выполнила Фёдорова К.И.

7)  «Психологический журнал», выпуск №1, 2005 г

Статья: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.

Автор: Корнилова Т.В.

Анализ выполнила Щербакова Е.А.

8)  Альманах «Восток» выпуск №3 (39), май 2006 г.

Статья: «Наследие деятельностного подхода и современность»

Автор: В.А.Лекторский.

Анализ выполнила Фёдорова К.И.

9)  Журнал «Культурно-историческая психология» выпуск №4, 2006.

Статья: «К вопросу об эволюции теории деятельности»

Автор: Бэкхёрст Д.

Анализ выполнила Фёдорова К.И.

Издания 2000-2002 гг.

·  Автор: А.В. Брушлинский

Тема: Деятельность субъекта как единство теории и практики.

Источник: Психологический журнал за 2000 год. Выпуск 6.

А.В. Брушлинский считает что в теории деятельности очень органично раскрывается и, что важно, развивается единство теории и практики.

В деятельности теория и практика едины. При разделении теории и практики, они перестают быть деятельностью.

Цитата: "Практика, отделенная от теории (как и теория, оторванная от практики), не является деятельностью в строгом смысле слова. Лишь в составе единой деятельности практика существенна для познания."

Автор замечает, что в нашей стране существует разрыв между теорией и практикой. В этом случае теория деятельности может помочь сократить этот разрыв.

Существуют 2 крайних типа органической взаимосвязи  практики и теории:

1. От практики к теории

2. От теории к практике

Также автор отмечает и пользу от единства теории и практики.

Цитата: "Взаимосвязь теории и практики - огромное преимущество для науки." Не могу не согласиться с этой цитатой. Ведь при недостатке практики возникают вопросы о необходимости теории и сомнения насчет целесообразности теории вообще.

Также в статье дается определение слова "Субъект"

Субъект - человек или люди на высшем индивидуальном уровне активности, системности и автономности. Считаю важным заметить, что при этом окружающая среда является для субъекта не только раздражителем, но и объектом действия.

Итог: Психология  доказывает необходимость единства и практики . И это единство, по мнению А.В. Брушлинского, дает именно теория деятельности.

·  Автор: А.А. Леонтьев

Тема: Ключевые идеи Л.С. Выготского - вклад в мировую психологию 20 века

Источник: Психологический журнал за 2001 год. Выпуск 4

А.А. Леонтьев отмечает основные положения психологической концепции Л.С. Выготского.

Основной идеей концепции является... Цитата: "единство знака, общения и деятельности"

Автор отмечает что психологическая концепция деятельности является важным  вкладом в мировую психологию.

Выготский пытался построить психологическую концепцию в которой соединялись бы: Знак (слово), социум (общение) и деятельность в теоретическом единстве.

Основные моменты психологической концепции Л.С. Выготского:

1.Четкий анализ значения как психологического понятия

2. Динамический характер значения . Значение выступает как путь от мысли к слову.

3. Понятие предметного значения

4. Смысловое строение сознания

5. Социальная природа значения

6. Значение как единство общения и обощения

7. Слово и действие объединены в единую психологическую систему

Из концепции Л.С. Выготского можно выделить итог:

В основе нового способа оперирования с вещами, предметами, лежит словесное значение, слово как орудие социального контакта, общения. Вместе с тем развитие этого способа невозможно без практики, без опоры на реальные свойства вещей.

·  Автор: Соколова Е.Е.

Статья: «Неклассическая» психология А.Н. Леонтьева и его школа

Источник: Психологический журнал за 2001 год. Выпуск 6.

Статья посвящена истории и теоретическому анализу научного творчества выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева. Подробно освещены мало изученные страницы творчества Леонтьева в Харьковской школе, дан теоретический анализ основных понятий и проблем, разработанный им общепсихологических концепций, выявлены количественные особенности «неклассической

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Домашние задания
Размер файла:
48 Kb
Скачали:
0