Мозг и психика. Свойства мозга. Вертикальное и горизонтальное функциональное деление мозга

Страницы работы

Содержание работы

19. Мозг и психика

Проблема соотношения сознания и материи, психического и физического издавна рассматривалась различными представителями науки. С распространением эмпирического подхода появились попытки соотнести и привязать  психические функции к определённым участкам мозга.

Галль считал, что уровень развития каждой способности определяется объемом мозгового вещества участка, отвечающего за эту способность, а, следовательно, по впадинам и выступам черепа можно определить индивидуальную структуру психических способностей и меру их развития. Ошибка Галля заключалась в механистическом наложении психических способностей на морфологическую конструкцию мозга. Позитивная роль: а) установление принадлежностей психических функций материальному органу; б) идея о специфической мозговой локализации. Экспериментальное обоснование проблемы локализации – Ж.Флуранс (метод экстирпации) сделал вывод о эквипотенциальности мозга, т.е. все участки одинаково причастны к любой из психических функций (вывод построен на изучении низших позвоночных с недифференцированной корой). Вклад Флуранса: а) мозг как единая динамическая система; б) компенсаторные функции мозга; в) впервые экспериментально выявил связь психических явлений с мозгом. П.Брока (1861г.) открыл «центр речи» при повреждении которого происходит нарушение артикуляционной речи; вслед за этим были открыты другие центры.

Свойства мозга:

1)  локализация – её сущность в том, что определённый участок мозга отвечает за строго соответствующие функции (височная доля – слух, затылочная – зрение, теменная – моторика, осязание, лобная - контроль)

2)  избыточность – в мозге достаточно участков не несущих никаких определённых функций

3)  пластичность (взаимозаменяемость) – свободные участки мозга могут брать на себя функции повреждённых, которые раньше были в рабочем состоянии

Выделяют вертикальное и горизонтальное функциональное деление мозга.

Вертикальное - три блока мозга по Лурия.

1-й - блок тонуса  коры (энергетический блок). Поддерживает тонус коры, необходимый для успешного протекания как процессов получения и переработки информации, так и процессов формирования программ и контроля за их выполнением. Оптимальную возбудимость коры обеспечивают: гипоталамус, зрительный бугор (средний мозг), система сетевидных волокон (ретик. формация), имеющих двустороннюю связь с корой ГМ. Нормальная работа мозговой коры: заключается в поддержании постоянного тонуса коры за счёт: а) непрерывного потока информации из внешнего мира (для сохранения состояния бодрствования; б) импульсов, доходящих до коры от внутренних обменных процессов организма (вплоть до уровня сахара в крови). Состав 1-ого блока: отделы верхнего ствола, ретикулярная формация, лимбическая кора. Работа блока носит модально-неспецифичный характер (не связанна специально с теми или иными органами чувств).

2-й – блок приёма, переработки и хранения информации. Работа по анализу и синтезу сигналов, приносимых органами чувств из внешнего мира.  Задние отделы коры ГМ (теменная, затылочная и височная области). Зрительные анализаторы расположены в затылочной части, слуховые – в височной, тактильно-кинестетические – в теменной областях. Первичные или проекционные зоны – зоны, куда непосредственно приходят волокна от периферических  чувствующих органов. Вторичные или проекционно-ассоциативные зоны – примыкают к первичным. Принципы иерархического построения  каждой зоны коры является одним из наиболее важных принципов строения коры ГМ. Информация, поступающая от зрительных, слуховых и кожных рецепторов в первичные зоны коры дробится там на огромное число составляющих её признаков за счёт высокоспециализированных нейронов, реагирующих только на определённые частные признаки раздражителей (например, в проекционной зоне затылочной (зрительной)  коры есть нейроны, реагирующие только на движение светящейся точки от центра к периферии). Это позволяет дробить возбуждение на отдельные мельчайшие элементы и превращать их в мозаику, доступную для дальнейшей организации. Волокна вторичных зон либо несут обобщающую информацию, либо поступают из первичных зон. Здесь большая часть нейронов не отличается тончайшей специализацией  и реагируют на комплекс раздражителей. Задача этих зон – объединение раздражителей, приходящих от нижележащих ядер или зон коры и кодировка их в известные подвижные динамические структуры.  Над этим надстраиваются третичные зоны коры (зоны перекрытия корковых концов отдельных анализаторов), имеющие важное значение для обеспечения наиболее комплексных форм работы этого блока. Третичные зоны являются в значительной степени специфически человеческими образованиями, поздно созревают в онтогенезе, основная функция – объединения информации, приходящей в кору ГМ от различных анализаторов. Нарушение функций этого отдела ведёт к возникновению трудностей в наиболее сложной переработке получаемой информации (в объединении доходящих до мозга последовательных раздражителей в одновременные пространственные схемы,  путают направления, трудности в понимании сложных грамматических структур, логических определениях, в сложных обобщениях).

3-й блок  программирования, регуляции и контроля деятельности. Передние отделы БП,  ведущее место лобные отделы ГМ. Первичные зоны находятся в передней центральной извилине или моторной области коры. Лобные доли обладают мощной активизирующей ролью (напряжённая интеллектуальная деятельность, требующая повышенного тонуса коры, вызывает в лобных долях повышенное число синхронно возбуждающихся совместно работающих пунктов, которые исчезают после прекращения сложной интеллектуальной деятельности). Лобные отделы играют решающую роль в создании намерений и формировании программы действий, осуществляющей эти намерения. Двустороннее поражение лобных долей ГМ приводит к невозможности удерживать намерение, сохранять сложные программы действий, тормозить импульсы несоответствующие этим программам, к невозможности устойчиво концентрировать внимание на поставленной задаче. Больные не могут сличить результаты своей деятельности с исходным намерением, теряют критичность к действиям, лишены возможности осознавать ошибки и исправлять их.

Горизонтальное функциональное деление (межполушарная ассиметрия)

Правое полушарие

Левое полушарие

Целостная симультанная (одноt) обработка сигнала

Частичная, сукцессивная (последовательная) обработка сигнала

Синтетический подход к решению задачи

Аналитический подход к решению задачи

Дедукция (от частного к общему)

Индукция (от общего к частному)

Ассоциативно-эмпирическое, метафорическое мышление

Формально-логическое мышление

Обобщённо-инвариантное описание объекта

Полное конкретное описание

Орфоэпический

(интонационный) компонент речи

Речь (прерогатива за ЛП – центр речи и всё такое)

Приспособление к новым условиям

Более автономно, менее корригируемо, чем ЛП

План построения обеих половин мозга

Только контралатеральной (т.е. правой)

Восприятие и переработка пространственной информации

Обеспечение процессов научения, коммуникации

Таким образом, ЛП – это база вербально-логического мышления, а ПП – база образного мышления.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
46 Kb
Скачали:
0