Состояние философской и психологической мысли накануне оформления психологии в науку (к концу 19 века)

Страницы работы

Содержание работы

Калганова, 12911

Состояние философской и психологической мысли накануне оформления психологии в науку (к концу 19 века).

Вопрос кем впервые был введен термин «психология» в научном понимании является спорным. Одни  историки считают, что это был Филипп Меланхтон, другие - философ Гоклениус. Популярность данный  термин получил в 18 веке после выхода в свет книг Христиана Вольфа «Рациональная психология»  и «Эмпирическая психология». Стоит отметить, что в английских и французских трудах до 19 века термин не использовался [1].

Изначально психология была частью философии. Если вернуться к истокам происхождения слова «психология» то можно выделить то , что оно древнегреческого происхождения и состоит из двух слов: «псюхе»- душа, «логос»- знание. Предметом психологии была душа, понимание ее природы. Философы античности были разбиты на два направления и трактовали свое понимание души по-разному. Материалисты- материальное (тело) первично, идеальное (душа, дух) вторично и идеалисты- дух первичен по отношению к материи. К примеру, Демокрит считал душу материальна и состоит из атомов огня. Аристотель полагал что душа- это «энтилехия» тела. Для Платона душа самостоятельная субстанция, независимая от тела, тем самым он разделяет идеалистические выводы своего учителя Сократа.

Возвращаясь к вопросу о том, что происходило в психологической и философской мысли накануне оформления психологии в науку, особенно стоит выделить период начиная с 17-18 веков и заканчивая началом 19 века. Этот период характеризуется новой эпохой как в философской, так и в психологической мысли.

В 17 веке начинается развитие материалистического естествознания. Р.Декарт и Б.Спиноза дают начало психологии аффектов. Р.Декарт открывает понятие «рефлекс» и понятие  «сознание», тем самым вводит принцип интроспекции . Являясь дуалистом, он противопоставляет душу и тело, считая, что они не зависят друг от друга. Душа в его понимании мыслящая, не протяженная субстанция, а материя не мыслящая и протяженная . Б. Спиноза полагал, что человек целое существо, то есть субстанция едина. Также он выделял три ступени познания: чувственное отражение, деятельность знания, интуитивное знание [2,3].

Г.Лейбниц считает внутреннюю активность основой движения. Он строит свою психологическую систему, вокруг понятия апперцепции, понятие которого в дальнейшем будет использовать В.Вундт . В перцепции он выделяет сознание и рефлексию, а также что-то похожее на бессознательное [2] . 

Принцип ассоциаций закладывают английские эпирики - Д.Гартли, Д.Юм, Дж. Пристли. Д.Гартли считал, что психика зависит от мозга, выделял три базовых составляющих: чувственные образы, идеи, эмоции. Также выделил закон смежности и закон повторяемости ассоциаций. Дж.Пристли относил сознание к материи, говорил что психические процессы подчинены ассоциативным законам. Разница в психике человека и животного количественная, то есть животное также обладает памятью, волей, эмоции и мышлением. Д.Юм выделял закон смежности и подобия. Считал что личность- совокупность впечатлений, сменяющих друг друга [2,3].

Гербарт пытался ввести математический анализ в психологию. Попытка не увенчалась успехом, так как не было опоры на конкретные исследования [2].

Оформление знаний психологии в науку происходит к середине 19 века. В этот период происходят важнейшие открытия в физиологии нервной системы. Открытие закона проводимости и выделение двигательных и чувствительных нейронов, измерение возбуждения, работа органов чувств и т.п.  Труды Фехнера Г.Т и Э.Г Вебера, которые выделили отношении между приростом раздражения и ощущения, а так же математически их описали, заложили основу для экспериментального психофизического исследования. Объединив результаты предшествующих исследований, в 1861г. В.Вундт изобретает первый прибор для психологического эксперимента. А в 1879г. организует лабораторию физиологической психологии, что и является началом психологии как науки [2,3].

Состояние психологической и философской мысли на всем своем протяжении претерпело множество изменений. Действительно, если раньше предметом психологии была душа, то на данный момент психология изучает факты, механизмы, закономерности психической жизни. Нельзя сказать, что философские взгляды , начиная с античности никак не повлияли на становление предмета психологии в ее научном понимании. «Мы понимаем исторически, что психология как наука должна была начаться с идеи души»- писал Выготский Л.С.. То есть, несмотря на то, что предмет самой психологии изменился, предмет истории психологии остался прежним, а именно изучение деятельности людей, занятых познанием психического мира [1].

Ситуация в отечественной психологии конца 19 века- начала 20.

К этому периоду в отечественной психологии противоборствовали два направления: антропологический принцип Чернышевского и теологический принцип Соловьева, ученика П. Юркевича. Чернышевский отклоняет дуализм, психика не самостоятельна, познается как и все остальные объекты мира. Юркевич считал, что существует два опыта- «…мы всегда будем познавать человеческое существо двояко: внешними чувствами- тело, его органы и внутренним чувством душевного явления» [1].

Идеи Чернышевского нашли свое отражение у И.М.Сеченова. Он заложил основы психофизиологии органов чувств в России, автор труда «Рефлексы головного мозга». Психологические взгляды Сеченова повлияли на его физиологические исследования. Для него основной предмет психологии –изучение психических процессов в закономерностях их протекания. Психический процесс начинается и заканчивается в сознании. Психика подобна рефлексу. Открытие Сеченовым аппарата торможения позволило прийти к выводу, что организм отражает внешние влияния и способен их задерживать. Положил основы понятия интериоризации [1] .

А.А. Потебня выдвинул культурно-исторический аспект психологии. Он считал, что познать личность можно через национальный язык, который является органом образующим мысль [1].

Н.Я.Грот ввел теорию психических оборотов , которые состоят из моментов субъективной восприимчивости, объективной восприимчивости, субъективно-деятельного момента и объективно деятельного. Тем самым он пытается придать духовным силам характер физических по аналогии с рефлексами [1].

С развитие экспериментальной психологии происходит развитие не только мировой, но и отечественной психологии. В.М. Бехтерев изучал возможности комплексного изучения мозга, путем объединения различных наук- психиатрии, гистологии, психофизиологии и т.д. Лазурский выделил эндопсихику- прирожденная основа личности и экзосферу- отношение к окружающему миру, на основании этого построил систему классификации личности [1].

Г.И. Челпанов создал в Москве «Институт экспериментальной психологии»  в 1914г. Главный метод исследования- самонаблюдение. В своей работе он опирался на идеи В.Вундта и вюрцбуржскую щколу [1].

Список литературы:

1) Петровский А.В, Ярошевский М.Г «История и теория психологии»

2)Рубинштейн «Основы общей психологии»

3) Шульц Д.П, Шульц С.Э. «История современной психологии»

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
23 Kb
Скачали:
0