Диалектика Гегеля, как философская наука. Экспертиза на новизну (патентоспособность в России)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

конкретным, которое не просто уничтожает старое, но и сохраняет его жизнеспособные элементы. Конкретное отрицание Гегель называет «снятием» .

Этим он характеризует существо исторической преемственности в процессе прогрессивного развития. По учению Гегеля отрицание образует необходимую стадию развития, то и оно подвергается отрицанию в ходе дальнейшего развития. Это и есть отрицание отрицания в результате которого в некоторой степени «снимается» прежнее отрицание и восстанавливается на новой основе и в новой форме, то что прежде подвергалось отрицанию. Но это есть не повторение старого, не возвращение к исходному пункту, а новая более высокая ступень развития.

Гегель свое учение об отрицании отрицания изображал схематически: тезис – антитезис (отрицание) – синтез (отрицание отрицания). В этом виде т.е. в качестве схемы отрицание отрицания служило Гегелю шаблоном, под который он искусственно подгонял рассматриваемые процессы. Это оказался открытый Гегелем всеобщий закон развития. Исследуя наиболее общие законы изменения, развития всего существующего Гегель отбросил за ненужностью метафизическое представление о неизменной сущности.

Он показал, что изменяется не только внешнее, но и внутреннее, не только явление, но и сущность со всеми свойственными ей определениями. Сущность Гегель рассматривает трояким образом: 1) как отраженную в себе самой, 2) как проецированную на бытие, то есть как явление, 3) как единство первого и второго, то есть как действительность. Мысль, которая пытается непосредственно прорваться к сущности, наталкивается сначала на видимость. Бытие предстает как иллюзия. Например, карандаш, опущенный в воду, кажется сломанным; мы видим, как солнце движется по небосклону.

На самом деле это не так: преодоление света в воде и нашлась позиция по отношению к Солнцу являются причиной того, что первое впечатление об этих явлениях ошибочным.

Вся система Гегеля распадается на три части: логика, философия природы, философия духа. Логика состоит из трех разделов: учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии. Каждый  из этих разделов также имеет трехчисленную структуру. Принцип троичности, который построил Гегель и пользовался им постоянно (принцип триады: тезис-антитезис-синтез) присутствует во всех размышлениях Гегеля. Бытие – сущность -  понятие – чувственность – рассудок – разум – переход – рефлексия – развитие и т.д. Гегелевская логика завершается анализом идеи (истины). Об истине Гегель всегда говорит проникновенно, но особого пафоса он достигает в «Малой логике»: «Истина есть великое слово и еще более великий предмет. Если дух и душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь». Гегель безжалостно бичевал все виды отречения от истины или пренебрежения ею. Истина есть совпадение понятия и объективности. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Частные науки показывают действительность лишь с какой-то одной стороны, абстрактно, отвлекаясь от её многообразия, поэтому они не содержат истины. Истина – предмет философии, где знание обретает свою многосторонность, конкретность. Мир представляет собой развивающееся органическое целостное истинное знание о нем – система категорий диалектики. Истина представляет собой не только соответствие понятия предмету, но и предмета своему понятию. Рассматривая предмет необходимо выяснить совпадет ли он со своим понятием, содержит ли он в себе истину или нет.

Истина прокладывает себе дорогу тогда, когда пришло её время, не раньше. Ничто великое не совершается без страсти, но никакая страсть, никакой энтузиазм не вызовут к жизни то, что еще не созрело. Истина как идея познания предстает в двух ипостасях: теоретической и практической. Практическая выше теоретической так как она обладает не только достоинством вообще, но и непосредственно действительностью Единство теории и практики образует «абсолютную идею

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
93 Kb
Скачали:
0