Основные положения теории принятия решений. Принятие решений в условиях неопределенности природы. Принятие решения при неопределенности целей. Принятие решений в условиях конфликта, страница 24

Особое место среди условий, в которых приходится принимать решения, занимают условия конфликта.В этих условияхЛПР приходится считаться не только со своими собственными целями, но и с теми целями, которые ставят перед собой его партнеры. И учитывать, кроме объективных, известных ему обстоятельств конфликта, еще и решения, которые принимают его противники, и которые ему, вообще говоря, неизвестны. Этими проблемами занимается теория игр, или теория математических моделей принятия решений в условиях конфликта.

Физическая и социальная природа конфликта  могут быть различны: юридические лица, спортивные команды, конкурирующие фирмы, воюющие стороны, биологические виды в борьбе за существование, борьба технологий, дележи рынков и т.д.

Конфликтом принято называть любое явление, применительно к которому имеет смысл говорить о том,

кто и как в этом конфликте участвует,

-  каковы его возможные исходы,

кто и как в этих исходах заинтересован,

-  в чем состоит эта заинтересованность.

Принимающие участие в конфликте стороны есть элементы или подмножества некоторого универсального множества I - множества игроков; подмножества игроков называются коалициями действия Kd Ì I (различные коалиции могут пересекаться и даже содержаться одна в другой).  Каждая из коалиций действия Kd может принимать решения из множества доступных для нее решений xi ÎWi.

Когда каждая из коалиций сделает свой очередной ход xi, то реализуется некоторый исход конфликта, или ситуация S=(x1, x2,…, xn). Исходы, или ситуации, принадлежат прямому произведению множеств Wi.

Коалиции интересов есть  подмножества того же множества игроков: KIÌJ; причем коалиции интересов KI и коалиции действия Kd могут не совпадать. Например, наблюдающий за футбольным матчем по TV болельщик заинтересован в исходе матча, но не может влиять на его ход. Наоборот, судья этого матча может существенно влиять на его ход, но не имеет права обнаружить свою заинтересованность.

Заинтересованность выражается в том, что каждая из коалиций предпочитает одни исходы другим. Это описывается бинарным отношением предпочтения . Если коалиция К предпочитает ситуацию А ситуации В, то   (A предпочтительнее В с точки зрения коалиции К).

Заинтересованность коалиции К в исходе конфликта может быть выражена количественно с помощью функции выигрыша fK(А), который получит коалиция интересов К в ситуации А. Тогда  (ситуация А предпочтительнее ситуации В с точки зрения коалиции К), если  fК(A)>fК(B).

Решение может иметь динамический характер и вырабатываться шаг за шагом в зависимости от обстановки. Тогда стратегия – это не просто стратегия, а функция-стратегия, отражающая информационное состояние субъекта. Это характерно для большинства салонных и спортивных игр.

Оптимальность. Для одних классов игр принимаются одни принципы оптимальности, для других – другие и даже противоположные первым. Во всяком случае, в каждой ситуации любой игрок стремится увеличить свой выигрыш или, по крайней мере, уменьшить риск.

4.2 Классификация игр

Теория игр начинается тогда, когда есть не менее двух заинтересованных сторон: KI³2.

Следующий признак – это количество коалиций действия: если Kd=1, то понятия стратегии и ситуации совпадают – игра нестратегическая (это так называемые природные неопределенности:  методы принятия решений для таких  задач рассматривает теория статистических решений);

Kd³2 – игры стратегические. Это уже предмет теории игр.

Если KI и Kd  совпадают, то их называют игроками, и отношения предпочтения формулируют с помощью функций выигрыша.

Классификацию игр можно проводить по разным признакам:

·  по количеству игроков: игры 2 и  n игроков;

·  по количеству стратегий: конечные и бесконечные (если у всех игроков конечное число стратегий, то игра конечная; если хотя бы у одного игрока бесконечное число стратегий, то игра – бесконечная);

·  по характеру взаимодействия игроков: коалиционные и бескоалиционные,  или кооперативные игры (кооперативные игры – коалиция добивается суммарного выигрыша и произвольно распределяет его между членами коалиции; каждый игрок соглашается на выигрыш не меньший, чем он мог бы получить, играя самостоятельно);