Сельское хозяйство, транспорт и внешнеэкономические связи Китая, страница 2

Водный транспорт представлен как морскими международными и каботажными перевозками, так и внутренними речными. Во внешних перевозках грузов задействованы около 120 портов страны, крупнейший среди которых — Шанхай (грузооборот 170 млн т). Морской флот Китая насчитывает сотни самых разнообразных судов (универсальных, комбинированных, сухогрузов, балкеров, контейнеровозов, танкеров и др.). Общая протяженность внутренних судоходных путей — более ПО тыс км. Основная транспортная артерия — Янцзы. На ней размещены главные речные порты страны — Шанхай, Панкин, Ухань, Чунцин. Большое значение во внутренних грузоперевозках имеет Великий канал (Пекин — Ханчжоу), протяженность которого 2000 км.

. Железнодорожный транспорт играет ведущую роль в пе-ревозках грузов на дальние расстояния. При значительной общей протяженности железнодорожных путей (6 тыс. км) Ки-:таю присуща весьма низкая их плотность. Роль автомобильноего транспорта велика в отдаленных и труднодоступных, рай-: онах. В условиях увеличения количества автомобилей (более 12 млн единиц) остро стоит проблема улучшения качества до-*рог, в том числе в крупных городах. Во внешних, а также внутренних: пассажйроперевозках постоянно возрастает значениеавиационного транспорта.             

Значительные масштабы экспорта нефти; а также увеличенние объемов ее добычи, в том числе на морском шельфе, обусловили развитие трубопроводного транспорта. Основные трубопроводы проложены от нефтепромыслов к центрам переработки нефти и портам.              

В

нешнеэкономические связи. Основу внешнеэкономических связей Китая составляют товарные внешнеторговые отношения. Внешняя торговля товарами характеризуется положительным сальдо — стоимость экспорта значительно превышает стоимость импорта. Так, в 1999 г. объем внешней торговли составил 360 млрд долл., из Них на экспорт приходилось 218 млрд долл. Доля Китая в мировом экспорте превысила 4 %, и он вышел на 7-е место в мире, вплотную приблизившись к показателям Канады ^Великобритании. Растет также уровень экспортности экономики Китая. Объем экспорта составляет около 16 % стоимости ВВП страны.

В структуре товарного экспорта постоянно увеличивается удельный вес готовой продукции (более 85 % всего объема экспорта). Китай — главный поставщик на мировой рынок трудоемких товаров. Ведущее место в экспорте занимают одежда и текстильные изделия (30 % всей стоимости экспорта), а также другие товары широкого потребления (игрушки, обувь, галантерейные изделия, спортивные и туристические товары); Все более весомым становится удельный вес в экспорте продукции машиностроения (25 % стоимости экспорта), которая представлена массовой несложной электроникой и электротехник кой, преимущественно бытового назначения (магнитофоны, видеомагнитофоны, персональные компьютеры и т. д.).1

В товарном импорте преобладаютзакупки продукции машиностроения (транспортные средства, электроника, сложное оборудование для различных отраслей промышленности). Растет ввоз промышленного сырья, полуфабрикатов, железной руды и проката черных металлов, нефти.и нефтепродукт тов, а также минеральных удобрений (преимущественно калийных) и ядохимикатов.

Основными внешнеторговыми партнерами Китая являются США и Япония. На них приходится соответственно 20 и 14 % внешнеторгового оборота, В целом же 2/3 внешней торговли Китая обеспечивают связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония* Тайвань, Республика Корея, Сингапур), США, ЕС и Россией.

Из других форм внешнеэкономических связей важными для Китая являются кредитно-финансовые отношения и международный туризм, а также денежные поступления от мигрантов китайского происхождения. Китай занимает 1-е место среди развивающихся стран по.объему привлечения иностранных инвестицийинвестиций (около 50 млрд долл.). В стране зарегистрированы сотни тысяч предприятий с участием иностранного капитала. Основная часть всех инвестиций направляется в, .приморские районы страны, в так называемые «открытые территории».

В систему «открытых территорий» входят специальные экономические зоны, приморские города, районы технико-экономического развития, зоны развития высоких технологий, районы приграничного экономического сотрудничества и т. д. Эти территории созданы для стимулирования притока капитала из-за рубежа и отличаются льготным налоговым режимом. Всего в стране создано и функционирует более 100 «от-к рытых территорий».