Экономико-географическая характеристика области Апулия, страница 2

Развито судостроение. В последние годы в нем преобладает выпуск контейнеровозов, судов смешанного типа, специализированных судов для подводного бурения и подводных исследований. В Таранто расположена крупнейшая верфь Южной Италии. Также здесь расположен самый мощный в Европе металлургический завод полного цикла (10 млн тонн стали в год).

Специализация химической промышленности - нефтехимия, производство органических продуктов. Но значительная часть химикатов производится в морских портах, где находятся нефтехимические комбинаты (в Апулии – в Бриндизи).

Предприятие сельскохозяйственного машиностроения расположено в Фодже, здесь производят трактора. Вокруг Бари сформировался кластер специализирующийся на производстве мебели («Дивани е Полтроне», «Индустрие Натуцци», «Софт Лайн»).

Одной из важнейших отраслей промышленности была и остаётся рыбная промышленность, более всего представленная в городах  Галлиполи, Манфредония,  Отранто.

Следует отметить, что предприятия нефтехимии, металлургии, мебельной, рыболовной промышленности тяготеют к побережью, так как работают на привозном сырье (металлургия, нефтехимия) и ближе к рынкам сбыта.

 Сельское хозяйство: Апулия наиболее производительная область Италии. По количеству олив (50 млн деревьев) и производству оливкового масла она занимает первое место в Италии (в 1999-2000гг. произведено 232000 тонн). Также занимается овощеводством, виноградарством, плодоводством, выращиванием зерновых, картофеля, сахарной свёклы. Продукция растениеводства является основной статьёй экспорта, поэтому на него делается основной упор по развитию.

Животноводство развито в меньшей степени. Разводят в основном мелкий рогатый скот, постепенно увеличивается поголовье крупного рогатого скота. Так, например, в провинции Бари поголовье крупного рогатого скота составляет 1705 тыс, поголовье свиней – 462 тыс., поголовье птиц – 1282 тыс.; в провинции Фоджа поголовье крупного рогатого скота – 39 тыс., поголовье свиней – 423 тыс., поголовье мелкого рогатого скота – 1450 тыс. В Апулии распространен крупный рогатый скот мясных пород.

Транспорт: В настоящее время транспортная сеть Апулии представлена 281 км автострад, 1621 км дорог государственного значения и 9100 км дорог областного значения. Сеть автострад проходит по территории Апулии по следующим направлениям: Неаполь – Каноза, Ланчяно – Канозо, Каноза – Бари – Таранто.

Продолжительность железных дорог составляет 805 км (общие данные для Апулии и Базиликаты), из которых 81,5% не электрифицированы.

В Апулии насчитывается 7804 места причаливания кораблей. Крупнейшим портом в области является порта Галлиполи, удельный вес которого составляет 48,8% всех апулийских портов.

В 2003 году в апулийских портах зарегистрировано 8395 прибывших судов с тоннажем 46216 тыс. брутто-регистро тонн. Грузооборот составил 477028 тыс. тонн в год. По сравнению с 2002 годом грузооборот увеличился на 4,2%, пассажирооборот в порту Бари - на 2,4%, а в порту Бриндизи уменьшился на 9,0%.

В апулийские аэропорты прибывает 1077103 человек в год, из которых 42206(3,9%) человек – транзитный проезд, 125649(11,7%) – пассажиры международных рейсов.

В Апулии насчитывается 2547034 автомобилей, по сравнению с 2002 годом этот показатель увеличился на 2,6%, что в среднем составляет 0,63 автомобиля на одного человека.

Внешнеэкономические связи: В 2004г. сальдо внешней торговли составило 1195925 тыс.€, а 2003г. этот показатель был равен 846795 тыс.€.

В Апулию поставляются энергоресурсы (17,4%), продукты питания, напитки и табак (14,2%), продукты химической промышленности и химволокно (11,4%), сталь и металлопрокат (8,4%), нефтепродукты и горюче-смазочные материалы (7,6%), товары машиностроения (автомобили, станки) (7,5%).

Из продуктов промышленности Апулия поставляет сталь и металлопрокат (22,1%), кожу, шкуры и кожзаменитель (10,7%), запчасти для автомобилей (9,5%), товары машиностроения (8,8%). Из продуктов сельского хозяйства на мировой рынок поставляются оливковое масло, продукты виноделия, макаронные изделия, консервированные продукты.

Импортёрами являются страны ЕС (38,5%), ЦВЕ (10,7%), Южной и Латинской Америки (8,4%), Восточной Азии (8,4%).

Экспортёрами являются страны ЕС (63,4%), Северной Америки (11,2%), ЦВЕ (9,3%). В основном продукция области поставляется во Францию (12,6%), Германию (12,3%) и Испанию (10,9%). Продукцию химической и мебельной промышленности поставляют в страны ЕС, США, Канаду, Россию.

Выводы: Италия занимает выгодное экономико-географическое положение по отношению к рынкам сбыта продукции и поставки сырья (преобладание морских границ над сухопутными), что способствует укреплению внешнеэкономических связей, ускоренному развитию национальной экономики. Отрицательным моментом  является незначительная удалённость от нестабильных, «горячих» регионов. На Юге к этому добавляются проблемы регионов, которые не справляются со сложным процессом интеграции в общее экономическое пространство Европы, поэтому по распоряжению правительства Апулии с 1.12.2005г. по 2009г. цены на все товары и услуги дублируются в лирах, которые уже несколько лет изъяты из обращения.

Также немалая часть новой индустриальной поросли Юга пока пребывает «в тени», это связано с недостаточностью и дороговизной инфраструктуры и услуг, стремлением работать скрытно, чтобы не попасть под опеку мафии, эксплуатацией рабочей силы для получения легкой сверхприбыли. Отмечается слабо дифференцированная специализация отраслей промышленности, сельского хозяйства; концентрируется производство в прибрежной части области. Нематериальное производство носит рассредоточенный характер. Но сейчас наблюдается устойчивое развитие Апулии,  это связано с проведением программ ЕС и Италии по развитию и устранению отсталости Юга.