Ответы на экзаменационные вопросы № 1-53 дисциплины "Экономика природопользования" (НТР и экологический фактор. Международные организации в области охраны окружающей среды)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

нейтрализации загрязнений, ассимиляционного потенциала  среды на экономические показатели.

Разные территориальные области не одинаково ассимилируют потенциал. Пр: способность к ассимиляции загрязнений, устойчивость экосистем в северных регионах  ниже чем в южных. Это необходимо учитывать при планировании развития экономики, т.к. в практическом плане ассимиляционные возможности обычно получают свое отражение в стандартах и нормативах максимально возможного загрязнения без нанесения ущерба природной среде.

Теория экономической эффективности предполагает, что загрязнитель (предприятие, фирма, государство и т.д.) должен полностью компенсировать экологический ущерб, наносимый его деятельностью. Это создает стимулы для сокращения ущерба от загрязнения, по крайней мере, до того уровня, где предельные издержки сокращения загрязнения для производителя будут равны предельному ущербу, причиняемому этим загрязнением.

Экономический оптимум для загрязнения не означает, что загрязнение вообще быть не должно, и они все нейтрализуются. В действии экономики это не возможно., т.к. чем больше улавливают загрязнения, тем дороже обходится борьба с каждой единицей загрязнений.

Тем самым для полной ликвидации загрязнения потребляются огромные затраты. В виду этого для достижения экономического оптимума роль государства в регуляции природопользования должна повышаться. Гос-во посредством экономического, (налоги, платежи) или прямого (законы, стандарты регулирования) заставляют загрязнителя платить за причиненный им ущерб. При этом достигается замыкание, интернализация издержек, превращение внешних для предприятий издержек во внутренние, т.е. полностью работает принцип «загрязнитель платит».

40.          ИСТОЧНИКИ И ОБЪЕКТЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКР.СРЕДЫ.

Загрязнением ОС наз-ся прямое или косвенное негатив.возд-ие на нее, вызываемое антроп. деятельностью. Загряз-е м. происходить и за счет естеств. источников в результате прир. процессов. Но больш-во таких выбросов не приносит ОС особого вреда, т. к. не достигает опасных для нее концентраций за счет рассеивания, растворения, поглощения. Искл.сост-т опасные природ. явления(наводнения, землетрясения, сильный ветер, оползни, снежные лавины и засуха). Основ. проблемы загр-я обусловлены искусственно созданными источниками, кот. : на стационарные (предприятия пром-ти,  с/х и т.п.) и передвижные (транспорт). Выбросы от них поступают в ОС в виде газообр-х, жидких или тв. вещ-в. Это т. н. первичные загрязнители. В процессе выбросов эти в-ва взаимодействуют м/у собой, с эл-тами природы и часто образ-т новые в-ва (синергетический эффект), явл-ся вторичными загряз-ми. Основ. объектами загр-я явл-ся атмосфера и вода. Все др элементы ОС (земля, лес, растения и т.д.), как правило, загряз-ся опосредованно. Чтоб обеспечить контроль за загряз-ем ОС, устанавливают стандарты возд-я на нее и стандарты качества ( исходят из того, что уровни загряз-я в пределах стандартов (нормативов) не оказывают «-»возд-я на ОС. С 90-х гг. для каждого предприятия - норматив допустимых выбросов разл. вещ-в в ед. времени (обычно в год). Для атм-ы — это ПДВ (выбросы). Для воды —ПДС (сбросы, в открытые водоемы, в канализацию). Процесс стандартизации выбросов – с  к. 80-х гг.  Не все предприятия были готовыми к жесткому контролю за своими загрязн-ми (условия централиз, плановой эк-ки + субъективное нежелание осущ-ть дополн. затраты), а  действовало положение о недопустимости закрывать и приостанавливать пр-ва. Так, 1 из компромиссов =   установление временных стандартов, превыш-х предельно допустимые. Они действовали  в теч. опред. времени (обычно 1 год, но зачастую продлевались), за кот. предприятия д.б. реализовать программы для достижения норматив. показателей. Такие стандарты наз-ся временно соглас. выбросами или сбросами (ВСВ, ВСС). Расчет ПДВ (ПДС) велся т. о., чтобы в результате загр-я обеспечивались бы такие его размеры, кот. не приводили бы к нарушению нормативов содерж-я вред. в-в в ед. объемов атм-ы или воды. Такие стандарты наз.ПДК. Они устанавливаются для каждого вещ-ва. Считается, что конц-ции загрязлей в пределах нормативов не приводят к «-» влиянию на ОС. ПДК бывают максимально разовые, измеряемые в течение суток, и среднесут., из кот. затем рассчит-ся среднегод. пок-ли конц-ций. Сначала для источника устан-ся первич. значение объема выбросов, кот. суммир. с фоновым загряз-м с учетом рассеивания. Затем в контрол. точках измеряют конц-ю рассчитываемого в-ва. Если конц-ция в контрол.  точках = ПДК, то начальное значение ПДВ (ПДС) утверждается как стандартное. Если ПДК >, то начал. значение ПДВ ↓ до тех пор, пока не будет обеспеч-ся нормативная конц-ция. Если же она <, чем допустимо, то норматив ПВ м.б. ↑. Все выбросы, выходящие за рамки ПДВ (ПДС) или ВСВ (ВСС) считаются сверхнормативными (сверхлимитными). ПДВ(ПДС) лежат в основе платежей предприятий за загряз-е, применяемых в РБ.  «-» практич. воплощения в жизнь идеи установления стандартов кач-ва среды и возд

Похожие материалы

Информация о работе