Расчёт при оценке экологической ситуации. Моделирование в экологии, страница 2

Расчет платежей по размещению отходов производится в зависимости от класса опасности (табл. 12).

Пкл = Кэк(кл) Ки (å Нi(в) Мi(в) + å Нi(с) Мi(с))

.

    Данные расчёта показывают, что размещение и захоронение выбросов и сбросов значительно дешевле по сравнению с платежами за выбросы и сбросы.

4. Моделирование в экологии

В каждой естественной науке
заключено столько истины, сколько
в ней есть математики. И. КАНТ

    Определение модели. Процесс построения модели называется моделированием. Исходной пунктом исследования служит некоторая задача из той или иной предметной области (в данном случае из области экологии). Существует несколько приёмов моделирования, которые условно подразделяются на две большие группы:

§  материальное моделирование;

§  идеальное моделирование.

Материальное моделирование исследование ведётся по модели, когда воспроизводятся основные геометрические, физические, динамические и функциональные характеристики изучаемого объекта. Из этой разновидности особо возможно выделить физическое и аналоговое моделирование.

    Физическое моделирование. Когда реальному объекту противопоставляется его уменьшенная (или увеличенная) копия, допускающая лабораторное исследование и позволяющая переносить установленные свойства на реальный объект по теории подобия. Например, испытание летательного аппарата в аэродинамической трубе.

    Аналоговое моделирование.Моделирование, основанное на аналогии процессов и происходящих явлений, имеющих различную физическую природу, но описываемую формально, т. е. одними и теми же математическими уравнениями, логическими схемами и т. д. Например – изучение механических колебаний с помощью электрической схемы. Т. е. по своей сути это постановка эксперимента.

    Использование различных моделей и методов моделирования необходимо для того, чтобы:

·  понять, как устроен конкретный объект, какова его структура, основные свойства, законы взаимодействия с окружающим миром;

·  научится управлять объектом и определить научные способы управления при заданных целях и критериях;

·  прогнозировать прямые и косвенные последствия реализации разных способов и форм воздействия на объект.

    Например, водные системы (как экологический объект) используются для орошения, водоснабжения, рыбоводства, как место для отдыха и т. д. С таким разнообразным характером эксплуатации ресурсов почти всегда связано столкновение различных интересов, улучшение одних свойств приводит к ухудшению других.

    Но прежде, чем решать поставленную задачу, необходимо уяснить методы моделирования, которые могут быть здесь использованы.

    Общее представление о системном анализе. Системный анализ это стратегия научного поиска, использующая математические методы и модели в рамках систематизированного научного подхода к решению проблем. По существу системный анализ организует знания об объекте, что облегчает выбор необходимых решений на основе полученной модели. В данном случае, выделяются семь этапов (рис. 12.) анализа для решения практических задач.

    К основным этапам системного анализа относятся.

1. 
Выбор проблемы. Этот этап предусматривает выбор правильного метода исследования для решения актуальной задачи экологии. Как показывает опыт, на практике часто не учитываются существенные аспекты экологических объектов, с одной стороны, а с другой – ряд представлений об экологических процессах на столько широко распространён, что их можно использовать без каких-либо дополнительных обоснований. Поэтому, с одной стороны, можно взяться за решение поставленной проблемы без системного анализа, а с
другой – выбрать такую проблему, которую можно наиболее эффективно решить используя всю мощь методов и способов системного анализа. Такая двойственность первого этапа делает его критическим для успеха (или неудачи) всего исследования.

Рис. 12. Схема системного анализа для решения экологических задач

    Постановка задачи, установление граничных условий и установление значимости целей и задач. Обычно цели и задачи выстраивают в некоторую цепочку (образуя некоторую иерархию) по степени их возможности реализации. Здесь следует иметь в виду, что задачи важные с точки зрения получения научной информации, довольно слабо влияют на те решения, которые направлены на управление экологическими системами. Особенно это проявляется в ситуации, когда исследователь заведомо ограничен определёнными формами управления и концентрирует максимум усилий на задачах непосредственно связанных с самими экологическими процессами. Например, «Управление водными объектами» (системой водохранилищ на реке). Здесь необходимо решить следующие задачи: надо накопить определённый запас пресной воды в двух водохранилищах и так управлять этим запасом, чтобы наилучшим образом удовлетворялись потребности в пресной воде, воде для полива сельскохозяйственных угодий, производства электроэнергии, разведения рыбы, а также для потребления воды для технических нужд.

    Как только существование проблемы установлено, требуется выбрать те критерии, при помощи которых производится анализ возможности аналитического решения, сохраняя в тоже время все те элементы, которые допускают содержательную практическую интерпретацию. Итак, в данном случае необходимо выделить следующие свойства водохранилищ: