Проведение измерительных работ на местности и решении задач по построению абриса, плана и профиля местности (Отчет по учебной топографической практике), страница 7

Определение высоты с помощью планшета и палки производилось следующим образом. Брали палку длиною от стопы до уровня глаз и закрепляли на ней планшет. Ставили палку на землю на расстоянии вытянутой руки так, чтобы планшет принял горизонтальное положение. «Прицеливались» и запоминали предмет (камень, кочку и т.п.),  расположенные на склоне там, где плоскость планшета «бьет» в землю. Этот предмет расположен выше нашей точки стояния на высоту палки. Ставили основание палки на этот предмет и повторяли «прицел». Так перемещаясь от основания до вершины холма (поднятия) определяли его высоту. Все точки с высотами наносились на план (прил. Г).

5. Составление плана местности

Для составления плана местности брали лист чистой бумаги. Затем наносили карандашом с помощью линейки рамку, выбрав одну из ее граней за направление север-юг. Ориентировали планшет на местности с помощью компаса и наносили на него свою точку наблюдения «тн-1». Точка наносилась произвольно, но с таким расчетом, чтобы подлежащая картированию территория равномерно разместилась на бумаге относительно тн-1. Затем выбирали на местности опорные объекты (холмы,  деревья). С помощью компаса от тн-1 определяли их азимут, а расстояние измеряли шагами. Объекты по этим данным наносились на план. Их положение впоследствии уточнялось. Объектам присваиваются последовательные номера (1,2,3  ...12). Затем последовательно перемещались по маршруту от тн-1 к объекту 1, и т.д.

Рельеф местности характеризуется, прежде всего, горизонталями. Значения точек превышений интерполируются. Горизонтали строились с учетом реальной формы рельефа, подчеркивая его особенности.

Все объекты в условных знаках наносились на план (см. прил. Г).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изображение рельефа на топографических планах должно быть наглядным, давать качественные характеристики неровностей местности (абсолютные высоты превышения, точек, крутизна склонов). Во время прохождения топографической практики нашей бригадой были проведены ряд измерительных работ. Измерительные работы проходили строго по плану с соблюдением всех требований.

Учебная практика по топографии проходила в три этапа:

1. Организационный;

2. Полевые работы;

3. Камеральная обработка.

На первом этапе мы были ознакомлены с техникой безопасности проведения топографических работ. Провели осмотр снаряжения для устранения неполадок и настройки. Был проведен осмотр участка, на котором впоследствии проводились измерительные работы. Были сформированы бригады и рассмотрены ключевые вопросы по топографии связанные с практическими работами.

Второй период практики - полевые работы, в ходе которых были выполнены необходимые измерения на местности и составлены полевые журналы и абрисы, которые легли в основу камеральных работ. Полевые работы были проведены с соблюдением всех требований техники безопасности и порядка проведения измерительных работ.

Камеральная обработка данных проводилась после всех измерений с целью контроля и проверки полевых журналов составленных во время полевых работ, обработки углов и линейных измерений, а также с целью закрепления знаний полученных во время аудиторных занятий.

Окончательная обработка материалов измерений проводилась в аудитории. На основании полученных результатов построен план теодолитного хода и профиль нивелирного хода. Завершив все подсчеты, был составлен отчет, в который вошли все данные измерений, а также рассмотрены теоретические вопросы которые были затронуты в ходе выполнения измерительных и камеральных работ. В отчет вошли графические приложения с изображением полигона, проложенных ходов и изображением всей ситуации. Таким образом, составленный отчет отражает все стороны производимых работ во время топографической практики.

За время прохождения практики по топографии были закреплены материалы,  полученные на лекционных занятиях в виде практических навыков по выполнению топографических и геодезических работ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреев Н.В. Топография и картография. - М., 1985. – 156 с.

2. Божок А.П. и др. Топография с основами геодезии. - М., 1986. – 225 с.

3. Жмойдяк Р.А., Медведев Б.А. Полевая практика по топографии с основами геодезии. - Мн., 1987. – 235 с.

4. Жмойдяк Р.А. и др. Лабораторные занятия по топографии с основами геодезии: Учеб пособие для геогр. фак-ов. – Мн.: Выш. школа, 1979. – 295 с.

5. Иваньков П.А. Основы геодезии, топографии и картографии. - М., 1972. – 325 с.

6. Соломко А.В. Картография с основами топографии: Учеб. пособие. – Мн.: Университетское, 2000. – 358 с.

7. Соломко А.В. Полевая практика по топографии. - Мн., 1989. – 156 с.