Практикум по курсу "Социально-экономическая география Беларуси": Методическое пособие для семинарских и практических занятий

Страницы работы

Содержание работы

Автор-составитель: Т.А. Шафаренко, старший преподаватель

Рецензенты: Кравченко А.Г"., старший преподаватель кафедры международных отношений ГКИ;

Пашук В.Е., старший преподаватель кафедры географии ГТУ им. Ф. Скорины.

Рекомендован к печати научно-методическим советом Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины

Практикум содержит задания по основным темам курса, рекомендации по подготовке к практическим и семинарским занятиям, справочный материал и список литературы по учебной дисциплине.

Предназначен для студентов IV курса дневной формы обучения.

© Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины


ВВЕДЕНИЕ

Семинарские и практические занятия по социально-экономической географии Беларуси должны обеспечить закрепление и расширение теоретических знаний, полученных студентами в процессе самостоятельной работы с географической литературой, конспектами лекций, справочниками и другими источниками. Особое внимание при проведении занятий необходимо обратить на выработку навыков составления графиков, диаграмм, картосхем, на работу со статистическими материалами и экономическими картами.

Большую ценность для экономико-географических исследований структуры и размещения отраслей хозяйственного комплекса Беларуси, её экономики в целом и в разрезе областей имеют статистические сборники «Статистический ежегодник РБ», «Народное хозяйство Республики Беларусь», «Республика Беларусь в цифрах» и др. В работе со статистическими материалами главное внимание должно быть обращено на выработку умений сопоставлять ряд цифровых показателей, отбирать среди них необходимые, наиболее ярко характеризующие специфику явлений, оценивать порядок, соотношение и динамику изучаемых величин.

Среди картографических материалов важное место занимает «Атлас Республики Беларусь» (1998г.), использование которого обязательно при подготовке к занятиям. 3 атласе имеется более 30 карт, отражающих социально- экономические явления и процессы б хозяйстве Беларуси и дающих наглядное представление о его территориальной структуре.

Студенты должны овладеть навыками по составлению статистических карт-кар га диаграмм и картограмм. Наиболее трудные вопросы: подготовка исходных данных, отбор статистических показателей, составление ле генды карт - целесообразно рассматривать на занятиях под руководством преподавателя. Техническую часть заданий, составление объяснительных записок по статистическим таблицам, картам, графикам, диаграммам рекомендуется выполнять дома.

По каждой теме занятий предлагаются вопросы, которые необходимо подготовить во внеаудиторное время. Проверка знаний по этим вопросам может проводится в виде выступлений, докладов, рефератов, беседы, в ходе анализа домашних заданий.

Приведенный в практикуме справочный материал дает возможность студентам использовать его при выполнении домашних заданий, анализировать при освещении вопросов, экономить время на поиск необходимой статистической информации.

В качестве итогового проводится занятие по комплексной характеристике хозяйства Гомельской области, сопоставляя областные экономиче-


ские показатели с республиканскими показателями и показателями других областей.

Для успешной подготовки к занятиям необходимо использовать рекомендуемые источники экономико-географического характера и справочники (более 40 наименований), а также материалы периодической печати, публикуемые статьи в научных журналах.

I. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВА БЕЛАРУСИ

Вопросы для обсуждения

1 .Становление и развитие белорусской государственности. 2.Формирование территории и административно-территориального деления Беларуси.

3. Оценка экономике - и политико-географического положения страны.

4. Основные этапы развития хозяйства:

•  Становление экономики в период 1917 - 1941гг.

■   Восстановление хозяйства и новое строительство в 50 - 60-е гг.

* Развитие отраслевой и территориальной структуры экономики в

70 - 80-е гг.

5. Анализ современной экономической ситуации.

Рекомендация по св&оподготовке

1.  Используя знания по истории Беларуси, рассмотреть этапы развития белорусского государства, формирование его территории и административно - территориального . устройства.

2.  На основе оценки географического положения Беларуси показать возможности интеграции её экономики в общеевропейское хозяйство.

3.  Раскрыть сущность и причины кризисных явлений в экономике республики в конце 80-х - начале 90-х годов.

Похожие материалы

Информация о работе