Идеологическая работа в современных условиях

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Станислав КНЯЗЕВ, ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор

В современных условиях разворачивается острое информационное и идеологическое противоборство. Если лет десять-пятнадцать тому назад, казалось, что с идеологией покончено, что наступило время деидеологического постмодернизма, то сегодня фактически мы наблюдаем идеологический ренессанс. В условиях глобализации на место деидеологизации, под которой зачастую подразумевалась обыкновенная аполитичность, снова пришла борьба идеологий. И эта борьба обостряется. В мировом общественном мнении нарастают антиамериканские, антиглобалистские тенденции. Самые лучшие, самые чуткие, талантливые и совестливые представители мирового сообщества все более и более становятся на идеологические позиции. Они не только видят, но и на практике сталкиваются с несправедливой, антигуманной политикой вашингтонской администрации, которая разрушает экономические, социальные, нравственные отношения в других странах, дестабилизирует всю структуру международной безопасности и правопорядка.

Но жизнь показала, что без идеологии государство беззащитно. Ему могут быть навязаны любые, даже губительные реформы. Идеология белорусского государства ориентирована на реализацию стратегии развития Республики Беларусь в современных условиях. Расхожее противопоставление социально-политической модернизации социальному консерватизму некорректно. Успех социально-политических преобразований во многом зависит от грамотного сочетания модернизационных и традиционных начал в развитии общества и государства. Благодаря идеологии государство способно занять достойное место на международной арене, адекватно реагировать на глобальные вызовы современности.

Современная мировая мысль и практика на глазах дрейфуют в сторону идеологии. И это не случайно. Интерес к идеологии обусловлен самой природой этого явления. Идеология, определяя цели политики, формирует ориентиры политической деятельности, осуществляет выбор средств ее реализации, мобилизует широкие слои народа для участия в осуществлении политики. Как подчеркивают западные исследователи неоконсервативного направления, «неидеологическая политика – это безоружная политика».

Идеология – это проективный и мобилизующий лейтмотив государства и общества. Идеология произрастает на национальной почве, основывается на историческом опыте народа. Все наши сегодняшние проблемы именно от потери идеологических смыслов. В начале 90-х годов XX века было заимствовано много заграничных понятий: «приватизация», «либерализация», «плюрализм», «акционирование», – но без их идеологического осмысления. Считалось, что само употребление таких понятий приведет наше государство к цивилизованности и процветанию.

Именно поэтому возникла настоятельная потребность в компетентном объяснении нашей действительности, объективной оценке происходящих событий, прогнозировании ближайшего и более отдаленного будущего. На идеологическом семинаре, прошедшем под руководством Президента А.Г.Лукашенко 27–28 марта 2003 года, обоснована необходимость формирования идеологии белорусского государства и определены основные направления проведения идеологической работы в республике. «Общество, – отмечал Президент А.Г.Лукашенко, – не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более, противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам»*. То, что называется государственной идеологией, представляет собой органическую связь наших исторических традиций и новаций современности. Основными принципами идеологии белорусского государства являются:

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Наша социально-политическая цель – общество социальной справедливости и подлинного народовластия, а не конкурирующих между собой людей, действующих по принципу «выживает сильнейший». Нельзя принципы рыночной экономики экстраполировать на социально-политические и человеческие отношения. В противном случае мы будем создавать не демократическое, а олигархическое, не гуманное, а антигуманное, не правовое, а беззаконное государство.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Она выражается в сохранении, воспроизведении и развитии лучших сторон белорусской национальной культуры, обычаев, традиций. Белорусский народ имеет древнюю и богатую историю. Нам есть чем гордиться.

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

Гражданам нужны не реформы ради реформ, не благотворительность

Похожие материалы

Информация о работе