Психолого-педагогический анализ зачетного урока географии на тему: «Природно-хозяйственные районы»

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»

Психолого-педагогический анализ

зачетного урока на тему:

«Природно-хозяйственные районы»,

проведенного студенткой 5 курса

геолого-географического факультета

(специальность «геоэкология»)

Гурачевской Екатериной Сергеевной

в 9 “В” классе СШ №32 г. Гомеля

Анализ провел:                                         студент 5 курса

                                                            геолого-географического факультета

(кафедра «геоэкология»)

Кебиков Евгений Сергеевич

Гомель 2008

1. Организация урока

15.10.2008 я посетил урок географии в 9 «В» классе, проводимый студенткой-практиканткой 5 курса Гурачевской Екатериной Сергеевной. В классе присутствовало 15 учеников.

Время проведения урока: 10-00 – 11-45.

Тема урока “Природно-хозяйственные районы ”.

Тип урока: комбинированный, включающий формирование новых знаний, их закрепление и повторение ранее усвоенных знаний.

Студентка-практикантка была хорошо  подготовлена к уроку, что проявлялось в отличном знании материала, в наличии подготовленных заранее заданий для учащихся. Ученикам был представлен ряд наглядных пособий: физическая карта мира, атласы, типовые картосхемы и т.д.

Время урока было распределено достаточно эффективно: организационный момент – 4 минуты, опрос домашнего задания – 10 минут, изложение нового материала – 20 минут, закрепление нового материала и задание на дом – 6 минут.

Темп урока – средний.

При появлении студентки в классе ученики ещё готовились к предстоящему уроку, и было достаточно шумно.  Учитель сделала небольшую паузу и тактические замечания в адрес некоторых учащихся, прежде чем поздороваться с классом и начала урок. В дальнейшем учащиеся на протяжении всего урока в целом вели себя активно и дисциплинированно, только некоторые отвлекались и разговаривали, но после замечаний учителя приступали к работе.

Учитель чётко охарактеризовала предстоящую работу на уроке, дала общие  целевые  установки на урок и объяснила важнейшие этапы урока. Учитель объяснила важность данной темы, ее практическое значение.

2. Методы обучения. Виды деятельности учителя и учащихся

При проведении урока Екатерина Сергеевна использовала различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод, интерактивный, элементы частично-поискового метода.

Основными являлись словесные методы: рассказ, беседа, работа с учебником.

Причем на определенном этапе урока доминировал тот или иной метод. Проверка домашнего задания проводилась в форме индивидуальной устной проверки (было опрошено 4 ученика). При этом двое учеников были вызваны к доске для построения схем ресурсных циклов по типовому плану (репродуктивный метод).

Во время объяснения нового материала использовались методы рассказа, беседы, объяснительно-иллюстративный, работы с учебником, частично-поисковый метод; учащиеся также записали в свои конспекты ряд определений и положений по новой теме под диктовку учителя.

При закреплении нового материала преимущественными методами были работа с учебником и беседа (учащиеся искали в учебнике ответы на вопросы после параграфа, беседовали с преподавателем).

3. Организация познавательной деятельности учащихся

Проверка выполнения учащимися домашнего задания происходила в виде индивидуальных вопросов по пройденному параграфу (было опрошено четыре ученика).  Вопросы были подобраны таким образом, что они побуждали школьников к сравнению примеров и фактов, установлению причинно-следственных связей, при этом учитывались связи недавно изученного материала  с ранее пройденным. На данном этапе урока были задействованы: карта мира (ученики отвечали на вопросы учителя, указывая на конкретные примеры на карте), тематические картосхемы.  В повторительно-обучающей работе на данном этапе урока были использованы такие методы, как: побуждение к самостоятельным выводам, формирование умений и навыков применения полученных знаний на практике, выделение существенных признаков изучаемых предметов и явлений.

Учитель обратила внимание на то, что класс в общем хорошо подготовил домашнее задание, отвечающим ученикам были выставлены хорошие оценки, что побудило их к дальнейшей активной работе на уроке.

Стоит отметить, что во время урока, с целью поддержания произвольного внимания школьников, учитель старалась как можно чаще менять виды деятельности учащихся, соотносить изучаемый материал с фактами из реальной жизни, приводить разнообразные интересные факты и  примеры.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся, им предлагался ряд проблемных ситуаций.

С целью повышения эффективности запоминания нового материала использовался метод неоднократного повторения вновь изученных определений различными учениками. При этом от учащихся требовалось четкое и логичное разъяснение понятий.

Похожие материалы

Информация о работе