Формы организации воспитательной работы с учащимися. Классный руководитель

Страницы работы

27 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ПРИЗНАКИДИФФУЗНОЙГРУППЫИВОСПИТАТЕЛЬНОГОКОЛЛЕКТИВА

Признаки

Диффузная группа

Группа-коллектив

1 . Общая цель

2. Общая деятельность

3. Социально значимая цель

4. Наличие органов управления

5. Наличие выборных органов

6. Взаимная ответственность

7. Сознательная дисциплина

8. Деловое сотрудничество

9. Сплоченность

10. Полезные традиции

Используя дополнительную литературу по курсу (См. Приложение 2.IV), подготовьте сообщение "Реализация идей А.С. Макаренко об организации детского коллектива в опыте педагогов-новаторов (В.А. Сухомлинский, И.П. Иванов, С.А. Калабалин и др.)".

ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСУЧАЩИМИСЯ

Сущностьиклассификациявнеклассных воспитательныхмероприятий

Воспитательное мероприятие - важный элемент в системе внеурочной воспитательной работы классного руководителя, учителя-воспитателя. В педагогической литературе понятие "воспитательное мероприятие" используется для обозначения различных видов и форм воспитательной работы с учащимися. Основные проблемы, которые решает педагог в процессе подготовки и проведения тех или иных видов и форм воспитательной работы сводятся к педагогически целесообразной организации жизнедеятельности детей, с одной стороны, и индивидуализации воспитания личности на гуманистической основе, с другой.

202


Из серии воспитательных мероприятий складывается воспитательный процесс, подобно тому, как процесс обучения состоит из уроков и дополнительных форм учебного процесса.

Значительный вклад в разработку и внедрение новых форм организации воспитательной работы с учащимися был внесен И.П.Ивановым (методика коллективных творческих дел), Н.Е. Шурковой (технология воспитательной работы) и другими российскими педагогами. Среди белорусских авторов, уделивших большое внимание данной проблематике, стоит упомянуть З.В. Артеменко и Ж.Е. Завадскую - авторов своеобразной "энциклопедии" воспитательных мероприятий ("Формы воспитательной работы с молодежью: организация и методика проведения.- Минск: ИПК и ПРРиСО, 1994.- 230 с.). С этой книгой полезно ознакомиться всем педагогам, вовлеченным в воспитательную работу с детьми.

За последнее десятилетие в педагогической печати прозвучало немало критики в адрес так называемой "педагогики мероприятий". Соглашаясь с рядом замечаний (отсутствие самостоятельности учащихся в процессе их проведения, погоня за количеством в ущерб качеству и т.д.), нельзя в то же время полностью отказываться от проведения целенаправленной воспитательной работы в школьных коллективах. Воспитательные мероприятия являются необходимой составной частью воспитательной системы школы, сущность которой была раскрыта в предыдущей теме. Продуманное, целесообразное внедрение системного подхода позволит избежать многих кризисных явлений в воспитательной работе с молодежью.

Какие важные моменты следует учитывать педагогу в процессе планирования воспитательного мероприятия?

Прежде всего, достаточно четко представлять современную социальную ситуацию - общественные события в стране и мире; юбилейные даты и их значимость; события местной жизни и т.д.

Второе, что необходимо также учитывать - это возрастные и индивидуальные особенности детей, сформированность или не-сформированность определенных качеств и черт личности.

Наконец, еще одно важное обстоятельство, на которое следует обратить внимание - это общая направленность учебно-воспитательной работы на перспективу. Речь идет о недопустимости строить современный воспитательный процесс на основе разрозненных, бессистемно проводимых мероприятий.

203


Современная классификация внеурочных воспитательных мероприятий может быть представлена в следующем виде:

Таблица 14

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХМЕРОПРИЯТИЙ

Воспитательные мероприятия, направленные на формирование сознания

Воспитательные мероприятия, направленные на развитие чувств

Воспитательные мероприятия, направленные на формирование поведения

Беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, дни знаний, интеллектуальные забавы и др.

Конкурсы, турниры, викторины, концерты художественной самодеятельности и др.

Упражнения в поступках, детские интеллектуально-творческие игры, моделирование ситуаций и др.

В процессе проведения воспитательных мероприятий совершенствуются не только учебные умения и навыки, но также умения самостоятельной работы, поисковой деятельности при отборе необходимой информации, умения соблюдать этические нормы и правила, коммуникативные умения и навыки и др. Какие бы цели не ставил педагог в процессе проведения воспитательных мероприятий, специфика их в любом случае может быть охарактеризована как обращение к разуму ребенка через его эмоционально-волевую сферу.

Одна из главных задач, которую ставит классный руководитель, заключается в том, чтобы вовлечь учащихся в те или иные виды общественно полезной и личностно значимой деятельности. От этого во многом зависит результативность проводимого мероприятия. Поэтому имеет смысл рассматривать классификацию воспитательных мероприятий с точки зрения той деятельности, с помощью которой происходит освоение той или иной области социального опыта

Похожие материалы

Информация о работе