План-конспект внеклассного мероприятия «Брейн-ринг по оптике» (игра-викторина)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Обобщающий урок

                                 «Брейн-ринг по оптике»

Цели обучения: выявить у учащихся знания по теме «Оптика»; закрепить изученный материал; способствовать тренировке памяти, внимания, развитию логического мышления, умению правильно и последовательно рассуждать, искать простые и красивые решения, учить ребят применять полученные знания на практике;

воспитывать у учащихся положительный интерес к физике, умение работать в коллективе, умение слушать и слышать своего товарища, умение правильно и быстро находить правильное решение.

Задачи: привлечь вниманиеучащихся к посещению различного рода коллективных мероприятий, психологически раскрепостить школьников, формировать чувство уверенности и чувство собственного достоинства; помочь учащимся раскрыть свои лучшие качества, продемонстрировать свой ум, сообразительность, быстроту мышления.

Игровой замысел:

1 тур «Разминка»

2 тур «Демонстрации»

3 тур «Отгадай вопрос»

4 тур « А вы знаете?»

Правила игры

ü Учитель исполняет роль ведущего. В игре участвуют 2-3 команды по 6-8 человек, двое учащихся помогают ведущему. Таким образом, в игру будет вовлечён весь класс. Всего четыре конкурса: «Разминка», «Демонстрации», «Отгадай кроссворд» и « А вы знаете?» Каждая команда получает задания на карточках или устно, во всех конкурсах кроме «Демонстрации» это одинаковые задания.

ü Для обдумывания в различных конкурсах даётся различное время. Если команда готова ответить раньше, то поднимает свою сигнальную карточку.

ü Каждая команда имеет свой болельщиков, которые в случае затруднения команд с ответами могу помочь командам и принести им балл.

ü Важно следить, чтобы обсуждение проводилось в тишине, и не было подсказок. Подсказки штрафуются.

ü Ответы ребят фиксируют члены независимого жюри – учащиеся других классов.

ü В конце подводятся итоги игры, награждаются победители.

Оборудование:

тур «Разминка»

Вопросы:

1.  Почему мы видим не только яркий серп Луны, но и частично ту её область, на которую не попадают прямые солнечные лучи?

(Мы видим часть тёмной области Луны, потому что она освещается солнечными лучами, отражёнными от земной атмосферы.)

2.  В повести В. Катаева «Белеет парус одинокий» есть такие слова: «Ладони у Гаврика приятно горели. Весло, опущенное в прозрачную зелёную воду, казалось сломанным». Почему весло казалось сломанным?

(Из-за преломления световых лучей.)

3.  Светящаяся точка приближается к плоскому зеркалу со скоростью . С какой скоростью будет казаться движущимся её изображение, если вести наблюдение в системе связанной с зеркалом? со светящейся точкой?

(В системе отсчёта, связанной с зеркалом, ‑ со скоростью , а в системе, связанной с самой светящейся точкой, ‑ со скоростью .)

4.  Сколько линз можно получить, рассекая стеклянную сферу параллельными поверхностями?

(Две.)

5.  Когда хрусталик глаза становится более выпуклым: когда глаз рассматривает более близкий предмет или более далёкий?

(Хрусталик глаза становится более выпуклым при рассмотрении близких предметов. В уравнении  расстояние от хрусталика до сетчатки можно считать постоянным. При уменьшении  должно возрастать отношение , а следовательно, уменьшится фокусное расстояние.)

6.  Почему днём зрачки у людей сужаются, а ночью расширяются?

(Днём много света, и он слепит глаза. Чтобы не пропускать слишком много света в глубину глаза, глазные мускулы сужают зрачок. Вечером освещённость уменьшается, зрачок расширяется и свет свободно проходит в глубину глаза.)

7.  Почему ночью при вспышке молнии движущиеся предметы кажутся как бы остановившимися?

(Вспышка молнии длится малый промежуток времени (около 0,0001сек.), в течение которого глаз не реагирует на изменение положение движущихся предметов, а продолжает сохранять первоначально возникшее зрительное впечатление.)

8.  Лупы сильно выпуклы. Какие практические требования, предъявляемые к лупам, заставляют придавать им такую форму?

(Лупа должна быть короткофокусной. Иначе её увеличение будет малым.)

тур « Демонстрации

1-й опыт:

Оборудование: два плоских зеркала и какой-либо предмет.

Постановка опыта. Предмет поместить между плоскими зеркалами, расположенными под прямым углом. Можно наблюдать три изображения предмета. Как они образуются?

Ответ. Третье изображения создаётся лучами, испытавшими отражение от обоих зеркал.

2-й опыт:

Оборудование: плоское зеркало, экран, осветитель для теневой проекции, шахматная фигурка.

Постановка опыта. На плоское горизонтально лежащее зеркало поставьте фигурку шахматного коня, осветите её и зеркало направленным пучком света. При этом на экране получаются две тени – изображения коня: прямое и перевёрнутое. Как образуются эти изображения?

Ответ. Прямое изображение получается потому, что фигурка оказалась

Похожие материалы

Информация о работе