Психолого-педагогическая характеристика ученицы 5 класса второй группы здоровья (на примере ученицы 5 «Б» класса СШ № 62 г. Гомеля), страница 2

5.  Психологические особенности личности учащегося

Как выяснилось из беседы с ученицей, самой главной ценностью для него на данный момент является хорошее отношение к ней родителей, учителей и сверстников. Девочка очень добрая, легкоранимая, требует к себе повышенного внимания, но, вместе с тем, с особым вниманием и заботой относится к родителям и друзьям.  Эту главную ценность в своей жизни он объясняет тем что “если тебя любят, заботятся о тебе и доверяют тебе, тогда и настроение всегда хорошее, ты чувствуешь, что что-то значишь в жизни”, но на вопрос “считаешь ли ты себя доброй?” ответила что “да, но много раз задумывалась над этим”. По результатам социометрии Екатерина является лидерам, как формальным, так и неформальным. Ей отдали 15 выборов из 20 учеников. Екатерина очень общительна, легко идет на контакт, но, вместе с тем, у девочки наблюдаются периоды пониженной активности, замкнутости, отрешенности от окружающего мира. На мой вопрос «Катя, почему ты сидишь одна, и о чем думаешь в данный момент?» девочка ответила «просто почему-то загрустила». По  результатам теста «Несуществующее животное» можно предположить, что девочка довольна своим положением в социуме, реально оценивает свои возможности (рисунок расположен по центру), заботится о мнении окружающих в отношении себя (подрисовка ушей), присутствует некоторый страх (четкое выделение глаз и зрачков), мечтательна, у девочки высокий энергетический потенциал, интерес к различным областям человеческой деятельности, уверенность в себе, любознательность, «соучастие» как можно в большем количестве мероприятий, завоевание себе «места под солнцем», увлеченность своей деятельностью, смелость мероприятий (подрисовка больших крыльев к животному). Название животного – Паратотль. Такое название, возможно, указывает на абстрактность к мышлению, склонность к фантазированию.

Тип темперамента у Екатерины смешанный, но преобладают сангвиничные черты.  Никогда не боится высказывать свою точку зрения, и часто делает это очень уверенно. На уроках ведет себя сдержанно спокойно, умеет правильно  и точно сформулировать задаваемые вопросы, если ей что-то непонятно. Екатерина довольно самоуверенна.

Из беседы с ней выяснилось, что в своей  личной жизни она не хочет от кого-либо зависеть.  

6.  Особенности познавательной деятельности

Уровень развития мышления можно определить как высокий. Из важнейших мыслительных операций резко выклинивается сравнение, обобщение и классификация находятся на более высоком уровне  развития по сравнению с первым. Преобладает абстрактно-логическое мышление, т.к. у нее всегда есть факты для подтверждения своей теории (мысли), хотя  в большинстве случаев они не касаются изучаемого предмета. Наилучшие способности мышления проявляются на уроках вселенной и математике, мысли свои выражает связно. Екатерина обладает высоким уровнем развития внимания. На уроках она с легкостью может воспроизводить, по сравнению с другими учениками, картографические материалы, показанные до этого учителем. В большинстве случаев на уроке сидит спокойно, не отвлекаясь от урока. Кроме всего, следует заметить, что Екатерине очень легко дается запоминание нового материала (схватывает на лету). Уровень развития воображения оценивается как очень высокий. Ей легко дается изложение мыслей, как в устной форме, так и в письменной. Несмотря на очень хорошую память и отлично развитое пространственное воображение, с учебником работает нехотя, даже можно сказать, что вообще не любит работать с учебником.

7.  Основные выводы и предложения

На основании обобщенных фактов можно заключить следующее: Екатерина жизнерадостна, спокойная девочка, является активистом в классе. Основным достоинством я считаю то, что она не является конфликтным человеком, обладает задатками дипломатических качеств, всегда добросовестно готовится к урокам, всесторонне развита, любит заниматься в разнообразных кружках, относится с должным уважением к пожеланиям и замечаниям учителей, не пропускает без уважительной причины занятия в школе, общительная, дружелюбная, веселая, старается повышать свой интеллектуальный уровень. Среди недостатков я могу выделить только некоторую тревожность. Причины имеющегося недостатков я считаю, кроются в ее детстве. Я считаю, что Екатерину нужно более ориентировать на усиленные занятия по математике и русскому языку, уже с пятого класса привлекать к участию во всевозможных олимпиадах и мероприятиях, где девочка сможет проявить свои интеллектуальные и организаторские способности в наибольшей мере. По результатам наблюдения можно сделать выводы что Екатерина очень сильна в учебе, у нее присутствует прочный стимул для дальнейшего обучения и, если далее воспитанию девочки уделять повышенное внимание, из ученицы получится хороший специалист и всесторонне и гармонично развитая личность.