Геологическая история Земли (План-конспект урока географии)

Страницы работы

Содержание работы

Дата: 11.10.10

Тема: Геологическая история Земли.

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

- обучающая: сформировать представление о причинах изменения природы в геологическом прошлом Земли; ознакомиться с геохронологической шкалой и ее использованием в практической деятельности;

- развивающая: продолжить формирование умения работать с учебником; развивать у учащихся пространственное мышление; развивать умения анализировать и делать выводы;

- воспитательная: сформировать научное мировоззрение, аналитический взгляд на происходящие на Земле процессы.

Оборудование: учебник по географии, атласы, тетради, геохронологическая таблица, физическая карта Земли.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный с элементами постановки проблемных ситуаций.

Ход урока:

I. Организация учащихся к занятиям. (2 – 3 мин.)

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Формулировка темы, целей урока.

II. Повторительно-обучающая работа по пройденному материалу (10 мин.)

Анализ практической работы №1 «Измерение расстояний и описание участка местности по топографической карте».

III. Изучение нового материала. (20 - 25 мин.)

1. Гипотезы образования планет:

а) божественное начало;

б) гипотеза Канта и Лапласа: из раскаленной первичной атмосферы, сгустки ее вращались вокруг Солнца, кольца остывали и образовывали планеты, т. е из первичного расплавленного вещества была образована Земля → извержение вулканов. Благодаря геофизикам (электропроводность, магнитность и др. свойства горных погод – сейсмический метод; изучение внутреннего строения Земли (земная кора, мантия, ядро), т. е эти открытия противоречили гипотезе Канта и Лапласа).

в) потребовалась другая гипотеза.

Советские ученые Шмидт О.Ю. и Феников:

1) Земля и др. планеты образовались из холодного космического облака (газа, пыли), имевшего дисковидную форму;

2) при уплотнении облака вместо беспорядочного движения началось их общее медленное вращение. При этом образовалось много астероидов, путем объединения, слипания сформировались земля и др. планеты;

3) по мнению ученых образования первичной холодной Земли завершилось 6-7 млрд. лет назад;

4) начался ее разрыв.

Подобный разогрев получила и Луна. Застывшая лава сохранилась на ее поверхности. Земля тоже прошла эту стадию развития → лунная эра. В результате изменения лав формировалась земная кора. Выделялись газы, образовывалась первичная атмосфера (пары, вода, t=100 ºС). При остывании атмосферы (ниже 100 ºС) конденсация водяных паров → выпадение дождей → образование первичного океана (4,5-5 млрд. лет назад). С образование океана на земле начался ее геологический этап.

Схема гипотезы Шмидта и Феникова

Уплощение и уплотнение газового облака

образование промежуточных тел (астероидов)

образование первичной холодной Земли

разогрев недр

массовое изменение лав в лунную эру

↓                                               ↓

образование первичной       образование первичной

атмосферы                             земной коры

образование первичного океана (4,5-5 млрд. лет назад)

начался геологический этап развития Земли

1. образование древних платформ складчатые пояса (горообразование),                 горные породы – осадочные, кристаллические, метаморфические;

2. геологическая история развития органического мира.

Геологическое летоисчисление – время и последовательность образования горных пород.

Абсолютный возраст – от начала образования горных пород и до настоящего времени, определяется путем изучения распада радиоактивных химических элементов.

Относительный  возраст – последовательность отложения слоев горных пород в геологическом разрезе (стратиграфия).

Всю историю Земли принято делить на 2 этапа:

1. докембрий, или криптозой (планетарный период);

2. фанерозой (геологически период).

Геохронологическая таблица в приложении на стр. 187-189.

IV. Закрепление нового материала (5 мин.)

1. В чем суть теории Шмидта?

2. Что такое геологическое летоисчисление?

3. Как определяется абсолютный и относительный возраст?

V. Задавание домашнего задания (3 мин.)

§ 6, вопросы 1, 2 стр. 61.

Похожие материалы

Информация о работе