Геологическое строение Беларуси (План-конспект урока географии Беларуси для 10 класса)

Страницы работы

Содержание работы

УРОК ПО ТЕМЕ «ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ» (§ 7)

10 КЛАСС

ГОМЕЛЬ 2010

Цель:

- образовательная: обеспечить проверку и оценку знаний и умений учащихся по теме «Географические названия Беларуси»; ориентировать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению темы; повторить и углубить знания о геологическом строении Земли; формировать представление у учащихся о геологическом строении территории Беларуси.

- развивающая: формировать умение самостоятельной работы с учебником, выделять главное, основное в тексте, структурировать учебный материал; обогащение словарного запаса школьников; развивать умение формулировать выводы, находить причинно-следственные связи.

Задачи:

- повторить основные этапы развития Земли;

- дать определение терминам «плита», «щит», «антеклиза», «прогиб», «выступ»;

- выделить основные тектонические структуры на территории Беларуси.

Оборудование: физическая карта Беларуси, атласы (стр. 8-9).

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Организация учащихся к занятиям (3 мин.)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Проверка усвоения пройденного материала (15 мин.)

1.  Что такое «топонимика», «топонимический ландшафт»? 7 баллов

2.  На какие группы делятся ойконимы, гидронимы, оронимы (привести пример из таблицы). – 8 баллов

3.  Рассказ об истории происхождения города, реки, озера (Гомель, Туров; Сож, Днепр; Червоное, оз. Нарочь). – 8 баллов

4.  Рассказ об этимологии своей фамилии, имени. Представление проектов родословной своей семьи (по желанию). – 10 баллов

5.  На доске заполнить схему классификации топонимов. – 9 баллов

6.  Почему некоторые населенные пункты били переименованы в советское время? – 8 баллов

Изучение нового материала (20 мин.)

Актуализация: возможны ли землетрясения на территории Беларуси?  (стр.50)

Почему говорят, что территория Беларуси в разрезе напоминает двухслойный пирог? Какие это слои?

Какие особенности строения платформ и складчатых областей вы знаете?

Характеристика особенностей геологического строения земной коры Беларуси.

Анализ геохронологической таблицы (атлас, с.8): перечислить эры и периоды, обратить внимание на постоянство привязанного цвета, определить самый продолжительный и короткий геологические периоды, протяженность самого молодого.

Учащимся предлагается заполнить тематический раздел контурной карты по ходу рассказа учителем нового материала и таблицу следующего вида:

Тектоническая структура

ГП

Описание

Белорусская антеклиза

Воронежская антеклиза

Украинский щит

Микашевичско-Житковичский выступ

Оршанская впадина

Брестская впадина

Припятский прогиб

Латвийская, Жлобинская, Полесская, Брагинско-Лоевская седловина.

Повторительно-обучающая работа (5 мин.)

1.  На какой платформе расположена Беларусь?

2.  Что такое «щит», «платформа»?

3.  Как называют наиболее продолжительные отрезки времени геологической истории Земли?

4.  Назвать геологические эры.

5.  В какой эре и в каком периоде мы живем?

6.  Почему четвертичный период иначе называют антропогеновым?

7.  Задача. Инструментальными наблюдениями зафиксировано, например, поднятие Минска на 1,6 мм/год. На какую высоту, при такой скорости, приподнимется его территория через 1 млн. лет? Достигнет ли его высота Крымских гор? Ответ: этого не произойдет, т.к. периоды поднятий сменяются периодами прогибаний; эти процессы носят циклический характер.

8.  Назвать основные прогибы, антеклизы, седловины.

9.  Определить, существует ли прямая связь между тектоникой и рельефом. Привести конкретные примеры. Использовать наложение тектонической карты и физической карты.

Домашнее задание (2 мин.)

1.  § 7.

2.  По выбору: проанализировать и прокомментировать геологический разрез на территории Беларуси по линии А-Б (атлас Беларуси).

Похожие материалы

Информация о работе