Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих (План-конспект урока биологии)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема: Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих.

Цели урока:

образовательная: познакомить учащихся с размножением и развитием млекопитающих, их происхождением, сформировать знания о приспособленности млекопитающих к изменяющимся условиям среды, обобщить знания о среде обитания и приспособленности млекопитающих к ней, показать, что в ходе эволюции у млекопитающих выработались приспособления к выживанию в различных местах обитания.

воспитательная: воспитать у учеников стремление познания окружающей действительности путем самообразования и самосовершенствования;

развивающая: развить аналитическую деятельность, пространственное мышление, воображение, память.

Первый этап: организационный момент (1 – 2 минут).

Приветствие, посадка учеников по своим местам, отмечание отсутствующих в классе.

Второй этап: проверка домашнего задания, опрос и актуализация знаний(25 минут).

1.  Питание и органы пищеварения.

2.  Дыхательная система.

3.  Кровеносная система млекопитающих.

4.  Выделительная система. Нервная система. Органы зрения, обоняния и слуха.

5.  Скелет и мускулатура млекопитающих.

6. Каковы приспособления млекопитающих, появившиеся в ходе эволюции?

Третий этап: Объяснение новой темы (15 минут).

1.  Органы размножения самцов и самок.

Органы размножения самок представлены парными, небольшими по размеру яичниками, лежащими в полости тела. Из них мелкие яйцеклетки (до 0,2 мм) поступают в яйцеводы. Левый и правый яйцеводы открываются в мускулистый мешковидный орган — матку, стенки которой способны сильно растягиваться. Оплодотворение происходит в яйцеводе. Начавшая дробиться оплодотворенная яйцеклетка — зигота внедряется в рыхлую стенку матки.

Органы размножения самцов представлены парными семенниками. Далее идут парные семяпроводы. В семенниках развиваются мелкие сперматозоиды.

2.  Развитие.

Вокруг развивающегося зародыша образуются околоплодные оболочки. Амнион — внутренняя зародышевая оболочка — это наполненный жидкостью мешок, окружающий и защищающий зародыш от повреждений. Одной стороной оболочки срастаются со стенкой матки, формируя плаценту, или детское место. В плаценте стенки кровеносных сосудов матери и плода тесно соприкасаются между собой. Через них от матери в зародыш поступают растворенные питательные вещества и кислород, а от плода в организм матери — углекислый газ и вредные продукты жизнедеятельности. Зародыш с плацентой соединен пуповиной. На ранних стадиях развития у зародыша имеется хорда, жаберные щели, хвост, что свойственно всем хордовым животным. Продолжительность внутриутробного развития — беременность — различна у разных видов млекопитающих. Количество детенышей в помете колеблется от одного у крупных млекопитающих до 12—15 у мелких. Небольшая группа млекопитающих не имеет плаценты и размножается, откладывая яйца (утконос, ехидна).

3.  Роды.

После окончания срока беременности наступают роды, при которых сокращение мышечных стенок матки способствует выталкиванию плода наружу. Отделенный от пуповины родившийся детеныш совершает первый самостоятельный вдох, его легкие расправляются, и он начинает дышать самостоятельно. Выкармливание детенышей молоком — характерная особенность всех млекопитающих. Млечные железы расположены на груди или на брюхе. Их протоки открываются наружу небольшими отверстиями на конце сосков. Число сосков у разных млекопитающих находится в прямой зависимости от количества рождающихся детенышей. Молоко млекопитающих содержит все необходимые для развития и роста детенышей вещества: жиры, белки, углеводы, витамины, соли и воду. Белый цвет молоку придают микроскопически маленькие капельки жира, который легко переваривается и усваивается организмом детеныша.

4.  Происхождение млекопитающих.

Многие черты строения млекопитающих сближают их с пресмыкающимися: это развитие рогового покрова, тазовых почек, внутреннее оплодотворение и развитие зародыша в амниотической полости, заполненной жидкостью. Некоторые примитивные млекопитающие разножаются, откладывая яйца, как и пресмыкающиеся. Все это дает основание предположить, что предками млекопитающих могли быть древние пресмыкающиеся. Класс Млекопитающие подразделяется на два подкласса: Яйцекладущие, или Первозвери, и Настоящие звери, или Живородящие.

А) Подкласс Первозвери.

Это наиболее примитивная и древняя группа современных млекопитающих. В отличие от остальных представителей класса они размножаются, откладывая яйца, которые либо насиживают, как утконос, либо вынашивают в выводковой сумке на брюхе, как ехидна. Детеныши выкармливаются молоком, которое они слизывают с железистых участков кожи или с шерсти матери, так как млечные железы первозверей не имеют

Похожие материалы

Информация о работе