Функционально-технологический (нормативный) подход к инженерной оценке рельефа. Антропогенный рельеф и его значение в инженерно-геоморфологическом анализе. Функциональный анализ рельефа и рациональное природопользование, страница 8

В системах канализации важное место занимает группа сооружений, предназначенная для обезвреживания сточных вод и для улавливания из них некоторых полезных соединений, главным образом органических (жиров, газов и т.п.). Расположение большинства    очистных  сооружений на местности диктуется рисунком относительно пониженных участков рельефа.

При оценке рельефа, кроме морфометрических особенностей (уклоны, гипсометрия и т.п.), важно иметь в виду и то, что утечка канализационных вод может способствовать усилению рада рельефообразующих  процессов, в том числе и тех, которые неблагоприятно сказываются на устойчивости (а стало быть и на пригодности) территории. К таким явлениям в первую очередь относятся суффозионные и иные просадки, явления карста подземного размыва - глинистого карста. Утечка канализационных вод может способствовать поднятию уровня грунтовых вод. Особенно неблагоприятно это может сказаться на явлениях карста, поскольку канализационные воды часто содержат свободную углекислоту, а в отдельных случаях примесь и иных соединений, повышающих их агрессивность по отношению к карбонатам.

Сооружения, обеспечивающие водоснабжение, канализационная сеть легко могут быть нарушены процессами образования оползней, обвалов, осыпей, сейсмическими явлениями и др.

2.3.4. Транспортные средства и рельеф

Транспортные средства имеют различное назначение и зависят от характера грузов и дальности перевозок. В соответствии с экономическими задачами в пределах каждого административного района формируется дорожная сеть определенного класса, на ее структуру влияют  не только экономические, но и природные факторы. Воздушный, железнодорожный, автомобильный, водный транспорт по-разному связаны с рельефом местности. Сравнительно новыми видами транспортных средств являются линии трубопроводов и электропередач, с помощью которых передаются массовые грузы (нефть, газ и пр.) и энергия. Одни из них к рельефу приспосабливают, используя естественные пути — реки (водный транспорт) - для других же (воздушный транспорт) оценка рельефа местности существенна лишь в пунктах взлета и посадки. Автомобильный и железнодорожный транспорт, в соответствии с характером средств передвижения, нуждаются в создании дорог определенного класса. Дорога, пересекая территорию, имеет определенный профиль. Там, где характер рельефа удовлетворяет техническим требованиям по эксплуатации дороги, строительство заметно облегчено. Пересеченный рельеф удлиняет путь и создает дополнительные трудности и затраты при строительстве и эксплуатации дороги. Положение дорог диктуется направлениями грузопотоков и пассажирских перевозок с учетом природных особенностей территории.

По отношению к рельефу сухопутные дороги могут быть водораздельными, долинными, косогорными или пересекающими долины и водоразделы. Очень часто в пределах одной дороги можно встретить различные сочетания указанных вариантов.

Оценка каждого варианта дороги исходит из необходимости определения кратчайшего пути между пунктами и обеспечения экономичности строительства и эксплуатации дороги. Последнее достигается: а) максимально возможным совпадением уклонов дороги с естественными уклонами; б) возможно меньшими пересечениями болот, озер, рек, оврагов и т.п.;  в) исключением мест, где интенсивное развитие физико-географических процессов будет мешать строительству и нарушать нормальную эксплуатацию дороги (крутые косогоры, затапливаемые,   заносимые места и т.п.).

Рельеф и автомобильные дороги. В районных перевозках автомобильный транспорт обычно занимает одно из ведущих мест. Его развитие тесно связано со строительством шоссейных, улучшенных и  иных грунтовых дорог. Полотно грунтовой дороги постоянно испытывает  воздействие движущихся экипажей, оказывая в свою очередь влияние на скорость движения и на срок их службы. Срок службы экипажей определяется во многом состоянием полотна, которое зависит от природных факторов, в том числе и от рельефа. Скорость движения экипажей лимитируется уклонами продольного профиля и радиусами кривизны   дороги в плане.