Функционально-технологический (нормативный) подход к инженерной оценке рельефа. Антропогенный рельеф и его значение в инженерно-геоморфологическом анализе. Функциональный анализ рельефа и рациональное природопользование, страница 4

4. При оценке рельефа, как одного из условий строительства    и эксплуатации инженерных сооружений, в качестве критерия оценки должны быть приняты показатели, определяющие зависимость стоимости строительства и эксплуатации инженерных сооружений от тех или иных свойств рельефа.

5. Наиболее благоприятными следует признать такие условия, которые обеспечивают гармоничное сочетание ведущих природных факторов и технических условий строительства и эксплуатации инженерных сооружений. Дисгармония вызывает увеличение расходов на строительство и эксплуатацию. При дисгармонии в ходе строительства человек вынужден создавать искусственный рельеф .

6. Важнейшей проблемой инженерной оценки рельефа является изучение инженерных свойств природных процессов — процессов образования оврагов, оползней, карста и других, которые в динамической геологии называются физико-геологическими, в инженерной геологии — инженерно-геологическими, в географии — экзогенными процессами.

7. Наряду с инженерно-геологической устойчивостью территории следует изучать устойчивость различных генетических и морфологических типов рельефа. Прежде всего необходимо оценивать устойчивость склонов. На основании изучения устойчивости рельефа можно судить об инженерных свойствах грунта.

8. Необходима система экономических оценок геоморфологических условий строительства и эксплуатации инженерных сооружений.

2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ (НОРМАТИВНЫЙ) ПОДХОД К ИНЖЕНЕРНОЙ ОЦЕНКЕ РЕЛЬЕФА

2.1. Основания для выбора оценок

Инженерные сооружения в жизни современного общества выполняют самые различные функции. Они отличаются значительным разнообразием, характеризуются разной степенью сложности и обычно возводятся на различные, но строго определенные сроки в соответствии с их назначением. Наряду с относительно простыми постройками временного характера, выполняющими подсобную роль, существуют дорогостоящие чрезвычайно сложные сооружения, призванные стоять века. Эти сложные сооружения требуют больших затрат, и перед строительством их тщательно проектируют. При этом стремятся обеспечить оптимальные условия строительства и эксплуатации. В последнее время особое внимание уделяется вопросам взаимодействия инженерного сооружения и окружающей его среды. При проектировании инженерных сооружений определяется набор мероприятий, уменьшающих вероятность проявления нежелательных последствий строительства и функционирования инженерного объекта.

Современное состояние науки и техники позволяет проектировать и  строить достаточно сложное и надежное сооружение даже в самых неблагоприятных условиях. Для этого необходимо искусственно создать условия, обеспечивающие строительство и функционирование сооружения. Но и в этих случаях нужно тщательно изучать природные условия места возведения планируемого объекта. Еще большая необходимость в таком изучении природных условий имеется при массовом строительстве стандартных сооружений, когда требуется строить быстро, экономично и удобно.

Каждое инженерное сооружение имеет определенное назначение  и собственную конструкцию. Вполне понятно, что жилой дом отличается от железнодорожного моста: каждый из объектов проектируется отдельно и по-разному. Но, как правило, они существуют не изолированно друг от друга, а образуют систему совместно функционирующих инженерных сооружений. Такая система предъявляет более жесткие требования к природным особенностям места строительства, так как некоторый лимит у одной из конструкций (одного элемента системы), совершенно необязательный для другого, все же лимитирует возведение всей системы как целого.

2.3. Анализ рельефа при нормативно-технологическом подходе в его оценке

Оценка рельефа, идущая "от технологии к рельефу", должна  опираться на ряд положений, следующих из главной концепции инженерной геоморфологии, основные черты которой были сформулированы     еще Т.В. Звонковой:

1. Необходимо оценить каждый элемент технических сооружений и их комплекс с точки зрения их отношения к рельефу в стадии проектирования, строительства и эксплуатации.