Функционально-технологический (нормативный) подход к инженерной оценке рельефа. Антропогенный рельеф и его значение в инженерно-геоморфологическом анализе. Функциональный анализ рельефа и рациональное природопользование, страница 3

Информация о происхождении и возрасте рельефа, к которой прежде всего обращается геоморфолог, помогает определить изменчивость процессов рельефообразования.

Изучая рельеф, его происхождение, возраст и современные рельефообразующие процессы, инженерная геоморфология определяет геоморфологические условия строительства и эксплуатации сооружений. Когда мы говорим об условиях, то прежде всего имеем в виду определенную систему "рельеф—инженерное сооружение". При этом, если инженерный комплекс рассматривать как подсистему сложной системы, функционирующую по своим собственным законам, то рельеф и рельефообразующие процессы можно рассматривать как внешнее условие его существования. Условия (в данном случае рельеф) воздействуют на сооружения различно.

Нередко для характеристики геоморфологических условий при инженерной оценке местности требуются специальные геоморфологические исследования, включая стационарные наблюдения. При этом следует помнить, что в рельефе земной поверхности выделяются три различные области, оценка которых, если в них видеть будущие геоморфологические условия строительства и функционирования сооружений, должна проводиться с учетом их особенностей. Это области сноса (области денудационного рельефа), области транзита (переноса вещества рельефообразующими процессами) и области аккумуляции (области формирования аккумулятивного рельефа). Их различия очевидны, но в данном контексте  следует подчеркнуть особенности их взаимодействия в системе "геоморфологические условия—инженерное сооружение". В областях сноса изменение рельефа ставит под угрозу существование фундаментов сооружений, так как разрушает их в первую очередь. В области транзита рельеф,   как правило, не изменяется и при непрофессиональном анализе может   казаться достаточно устойчивым и надежным. Связанные с экзогенным рельефообразованием литопотоки могут воздействовать не только на инженерные объекты, но и на технологию производства, если они   окажутся на пути схода лавин, переноса песка ветром и др. И, наконец, области аккумуляции, в которых накопление толщ рыхлых отложений и изменение аккумулятивного рельефа может стать причиной погребения тех или иных частей сооружений.

Оценка рельефа и геоморфологических условий никогда не может быть проведена в общем виде. Она должна быть целенаправленной и будет эффективна лишь при учете особенностей технологии проектируемых объектов. Может быть так, что для строительства дорог, жилья, подземных коммуникаций или любых других сооружений на одной и той же территории эта оценка окажется неодинаковой.

Геоморфологическая оценка местности — это своеобразное разрешение,  выданное геоморфологами строителям, на возведение сооружения. Кроме того, в оценке должны быть даны рекомендации и для создания средств защиты проектируемых объектов от нежелательных воздействий рельефообразующих процессов. Таким образом, геоморфологическая оценка должна включать не только описание морфологии рельефа, его  происхождение и возраст, но и содержать элементы прогноза изменения рельефа на период строительства и эксплуатации сооружений, рекомендации по управлению нежелательными геоморфологическими процессами как на строительной площадке, так и в прилегающей к ней местности, а так- . же мероприятия по защите сооружений.

Характеризуя современное состояние инженерной геоморфологии, можно заметить, что накоплен определенный опыт специальных инженерно-геоморфологических исследований.

Основные положения современной инженерной геоморфологии можно изложить в виде восьми основных положений:

1. При изучении рельефа для инженерной оценки местности прежде всего необходимо установить взаимные связи между рельефом и инженерными сооружениями.

2. Инженерное сооружение, попадая в природную обстановку после ввода его в эксплуатацию, само начинает оказывать влияние на окружающий ландшафт.

3. Решающими факторами, определяющими характер действия   природной обстановки на инженерное сооружение, оказываются рельеф, грунты и климат.