Функционально-технологический (нормативный) подход к инженерной оценке рельефа. Антропогенный рельеф и его значение в инженерно-геоморфологическом анализе. Функциональный анализ рельефа и рациональное природопользование, страница 11

Рельеф и линии передач. При оценке рельефа для проведения  линий передач руководствуются принципом кратчайшего расстояния, которое наиболее экономично при эксплуатации и сокращает затраты при строительстве. Кроме того, желательно максимальное совпадение профиля рельефа вдоль линии передач с техническими нормами. Прирост длины линии передач в зависимости от уклона поверхности можно определить по формуле:


где Δа— прирост длины в процентах; α — угол наклона поверхности склона.

С точки зрения техники передачи все линии можно разделить    на следующие разновидности: 1) линии передач, где движение осуществляется за счет разности потенциалов (линии электропередач высокого напряжения); 2) линии передач, где движение осуществляется за  счет разности давления (газопроводы, паропроводы, нефтепроводы); 3) линии передач, где движение осуществляется под действием силы тяжести.

Нередко линии передач второго и третьего вида комбинируются. По существу они близки к системам водоснабжения и канализации, а   поэтому и критерии оценки рельефа здесь должны быть аналогичными тем, которые описаны выше в соответствующих разделах главы.

2.3.5. Рельеф территории и выбор строительных площадок для промышленных предприятий

При выборе площадок для строительства промышленных предприятий исходят из того, что площадка должна быть достаточной для размещения сооружений данного производства, должна обладать спокойным рельефом, незначительными уклонами, удобными подъездными путями  для транспортировки сырья и готовой продукции. Площадка должна   быть расположена на допустимом расстоянии от источников водоснабжения, обладать уклонами, достаточными для канализации, иметь поблизости территорию, необходимую для строительства рабочего поселка или города.

Каждая отрасль промышленности имеет некоторую специфику технологического процесса производства. Поэтому критерии для оценки рельефа промышленных площадок индивидуальны, но они складываются из некоторых звеньев, внутри которых уже возможна определенная типизация. Главными звеньями являются промышленные строения и внутризаводской транспорт.

О свойствах рельефа, учет которых необходим при строительстве отдельных зданий разных габаритов, говорилось выше. Кроме габаритов промышленные строения имеют тяжелое оснащение в виде машин, станков, камер и иных приспособлений. Отсюда особое внимание должно уделяться тем явлениям, которые определяют устойчивость основания фундаментов. Жесткие конструкции сооружений чрезвычайно чувствительны к просадкам, при этом особенно неблагоприятно сказывается неравномерная осадка фундаментов. Многие виды промышленности связаны с вибрирующими и иными устройствами, которые сообщают дополнительное давление на грунт в виде динамических нагрузок. Необходимо иметь в виду также то, что некоторые виды производства, потребляющие большое количество воды, неизбежно теряют ее. Вследствие недостаточной   гидроизоляции основания зданий потери производственных вод уменьшают несущие способности грунта. Особенно это опасно в районах распространения лессовидных просадочных пород.

Рельеф и внутризаводской транспорт. Как уже указывалось, внутризаводской транспорт является замкнутым транспортным хозяйством, функции которого тесно связаны с технологией производства, поэтому    на разных предприятиях он выполняет различные функции. Вид   транспорта определяется характером транспортируемых грузов и направлением движения. По направлению движения грузопотоков промышленные объекты можно разделить на четыре группы, в которых технологические процессы совершаются:

1) на одном высотном уровне, а грузопоток движется в горизонтальной плоскости;

2) на различных высотных уровнях, а основной грузопоток имеет восходящее направление;

3) на различных высотных уровнях при нисходящем направлении основного грузопотока;

4) на различных уровнях при смешанном направлении грузопотоков.