Некоторые аспекты исследования образа потребления наркотиков в молодежной среде

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

ББК 60.56

УДК 316.624.3

Каменская Т.Г, Подшивалкина В.И.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Каменская Татьяна Григорьевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Института социальных наук Одесского национального университета им.И.И.Мечникова (т.:( 0482) 63 76 12)

Подшивалкина Валентина Ивановна – доктор социологических наук, и.о. профессора кафедры социологии Института социальных наук Одесского национального университета им.И.И.Мечникова (т.:(0482) 63 76 12)

Проблема потребления наркотиков часто рассматривается либо в рамках юридической, либо в рамках медицинской дисциплин. Вместе с тем, потребление наркотиков является и социальной проблемой. Наркотики с развитием рынка становятся объектом потребительской деятельности и потребительского поведения. Причем, не столько взрослых и платежеспособных, сколько подростков и молодежи, финансово и социально зависимых от старших. Потребительская деятельность основывается на трех образах: образ объекта, образ потребителей и образ процесса потребления [1]. В обществе сформировался достаточно устойчивый отрицательный образ лиц, употребляющих наркотики. Образ потребления наркотиков достаточно амбивалентен и включает в себя как положительный образ медицинского использования наркотиков для облегчения страдания людей, так и негативный образ внемедицинского их употребления. Образ потребления наркотиков практически малоизучен.

Образ как социологическая категория

Целый ряд новых социальных явлений, к числу которых можно отнести наркоманию, побуждают социологов к развитию методологических оснований своей науки. В отличие от классической науки современная социологическая мысль все чаще обращается к изучению процессов в их естественном течении, в целостном представлении, и обращается к феноменам, выходящим за рамки только научного познания, включая в себя “до” – и “вненаучные” формы познания. Она все больше переходит от сложных, рафинированных форм человеческого мышления к простым проявлениям повседневной жизни, а также к тому, что сконструировано и создано самими же людьми. Становится очевидным необходимость развития понятийно-категориального аппарата социологической науки, в том числе за счет такого понятия, как “образ”, который все чаще стал использоваться социологами.

Проблемы “образа”– от образа мира, образа другого, до художественно сконструированного типа, характера личности – присутствует в различных концепциях последнего столетия. В рамках психологического подхода к генезису социума Ч.Кули связывал развитие человека и общества с первыми мысле-формами в виде образов. Несколько иной подход к образу можно отметить у представителей феноменологической школы в социологии, берущей начало от феноменологии Э.Гуссерля. Гуссерль привносит следующее понимание картины мира: “Окружающий мир – это понятие, уместное исключительно в духовной сфере. …это духовное явление нашей личной и исторической жизни”[2 с.105]. Критикуя психологизм за его ограниченность очевидностью и естественной обусловленностью переживаний, автор считает, что необходимо учитывать различия между реальным и идеальным, истинным. “Истина есть идея, единичный случай которой есть актуальное переживание в очевидном суждении. Очевидность есть переживание совпадения мыслимого с присутствующим, пережитым, которое мыслится”[2, с.307-308]. Это созвучно Веберовскому идеальному типу, который суть отождествление умственных конструкций с самой историко-культурной реальностью [3, с.394].

Разум, по З.Фрейду, это “возничий”, который управляет колесницей, запряженной двумя конями: один из них – дикий, неукротимый, рвущийся идти своим путем (бессознательное человеческой души); другой – породистый, благородный, поддающийся управлению (высшая, идеальная часть души). Сознательное и бессознательное человека действуют по-разному: сознание обрабатывает информацию последовательно, линейно, стремиться избежать противоречий. Бессознательное оперирует готовыми образами, допуская противоречия, и не умея объяснить механизма своих операций [4, с.41].

В этой связи мы имеем дело с двойственной природой образа.

Можно говорить о двух типах образов: о референтных образах, (представления), выработанных творческим процессом, смыслообразующей деятельностью человека в условиях добровольного отбора информации; и побудительных образах, продуцируемых вовне средствами массовой коммуникации, рекламой, имиджмейкерством, и направлены на людей как на “объкты-мишени”. Цель последних образов – преобразовать формы деятельности индивидов в заданном направлении. При этом процесс преобразования и сплетения в воображении индивида информации, понимания и смысла, совсем не обязателен, требуемое поведение обеспечивается процессами интериоризации.

По принципам формирования, с нашей точки зрения, референтные образы могут быть сформированы преимущественно либо под влиянием импульсов, исходящих из под – и сверхсознания человека (интернальные), либо под воздействием внешних факторов (экстернальные).

Образ потребления наркотиков

Учитывая, что потребительская деятельность по отношению к такому объекту, как наркотик, затрагивает, прежде всего, молодежь, мы попытались изучить особенности этой деятельности у данной категории. Были выделены четыре основных аспекта. Первое, это – локус образа, построенный на внешнем или внутреннем опыте. Второе, – это факторы, побуждающие к потреблению наркотиков. Третье, – факторы, препятствующие потреблению наркотиков. Четвертое – характеристики самого процесса потребления.

Похожие материалы

Информация о работе