Рабочая программа дисциплины «Философия» (Содержание курса. Вопросы к экзамену)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

материализм, исторический материализм, материалистическая диалектика, материалистическое понимание истории.

Тема 4. Западная философия ХIХ - ХХ веков.

Философия жизни ( А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильтей, О.Шпенглер, А.Бергсон).

Прагматизм (Ч.Пирс, У.Джеймс, Д.Дьюи)

Позитивизм, его исторические этапы. Неопозитивизм и постпозитивизм (Б.Рассел, Л.Витгенштейн, К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатом, П.Фейерабенд).

Философская анропология (М.Шелер, А.Гелен, Х.Плесснер)

Психоанализ в ХХ веке (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм).

Экзистенциализм (С. Кьеркегор,  М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.- П. Сартр, А.Камю).

Философская герменевтика (Г.Гадамер).

Философия постмодернизма (Ж.Деррида, Ж.Лиотар, М.Фуко, Ж.Делез, Ф.Гваттари, Ж.Бодрийяр).

Ключевые понятия: иррационализм, философия жизни, мир как «воля и представление, «воля к жизни», «воля к власти», «переоценка ценностей», идея сверхчеловека, «творческая эволюция», прагматизм, позитивизм, аналитическая философия, принцип верификации, принцип фальсификации, парадигма, методология научно-исследовательских программ, эпистемологический анархизм,  психоанализ, бессознательное, либидо, эдипов комплекс, коллективное бессознательное, архетип, инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос), некрофилия, биофилия, экзистенция, герменевтика, постмодернизм, деконструкция.

Тема 5. Онтология: учение о бытии. Гносеология.

Истоки и смысл онтологической проблематики. Космология и онтология. Бытие как смысл существующего. Бытие мира и человек в мире.

Мир как единство всеобщего и единичного, сущности и существования, природного и социально-антропологического, материального и идеального, как ценностно-смысловое образование. Материя как фундаментальная философская категория. Пространство и время как универсальные формы бытия материи. Религиозные, философские  и научные картины мира. Научная картина мира: смена парадигм. Синергетика.

Познание как предмет философского и специально-научного исследования. Субъект и объект познания. Формы познания. Познание, творчество, практика. Познание как процесс и его структура. Единство чувственного и рационального. Творчество и  интуиция. Понимание и объяснение. Вера и знание. Проблема истины в философии и науке. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерий истины.

Ключевые понятия: бытие и небытие, бытие вещей, бытие человека,бытие духовного, бытие социального, картина мира , научная картина мира, материя, пространственно-временной континуум, субстанциальная концепция пространства и времени, реляционная концепция пространства и времени, самоорганизация, неравновесность, нелинейность, аттрактор, синергетика.

Гносеология, эпистемология,знание, субъект познания, объект познания, агностицизм, релятивизм, чувственное познание, ощущение, восприятие, представление, эмоции,  рациональное познание, понятие, суждение, умозаключение, интуиция, истина, абсолютная истина , относительная истина, практика.

Тема 6: Философия науки и техники. Ключевые проблемы социальной философии: общество, культура, цивилизация.

Наука как специфическая форма познавательной деятельности. «Аристотелевская» и «галилеевская» науки. Эмпирический уровень научного познания. Теоретический уровень исследования. Формы научного познания. Методы научного исследования. Наука в поисках истины. Критерии демаркации науки и не-науки. Роль парадигм в науке. Методология научно-исследовательских программ. Наука и техника. Природа технического знания. «Технократическая концепция» и ее критики. Человек в информационном обществе. Идеалы науки. Этика и техника.

Ключевые понятия: наука, научная революция, эмпирический уровень познания, теоретический уровень познания, научный факт, проблема, гипотеза, теория, научное предвидение, научные методы эмпирического исследования, научные методы теоретического исследования, парадигма, принцип верификации, принцип фальсификации, методология научно-исследовательских программ, этика науки.

Общество как особый объект философского исследования. Теологические, натуралистические и идеалистические интерпретации общества. Марксистская концепция общественного развития. Технократические концепции. Общество как саморазвивающаяся система. Структура общества. Политическая, правовая, экономическая, духовная жизнь общества. Гражданское общество и государство.

Культура и ее сущность. Феномен культуры и многоаспектность ее изучения. Генезис культуры. Культ и культура. Диалог культур: Запад-Россия-Восток. Культура и цивилизация. Циклизм культур.

Футурологические концепции будущего человечества.

Ключевые понятия: социальная реальность, социальная сфера жизни общества, гражданское общество, традиционное общество, индустриальное общество, информационное общество, культура, цивилизация, формационный подход, цивилизационный подход, глобализация, глобальные проблемы.

Вопросы к экзамену по курсу «Философия»

I .Что такое философия?

2.Древнеиндийская философия. Человек и мироздание в «Ведах».

3.Буддизм как система адаптации человека к миру.

4.Конфуций: концепция совершенного человека.

5 .Даосизм. «Дао дэ цзин».

6.Философия чань-буддизма (дзэн).

7.Основные понятия и проблемы античной философии.

8.Натурфилософия античности: Милетская школа, Гераклит, Пифагор.

9.Натурфилософия античности: элеаты, Демокрит, софисты.

10.Сократ.

11.«Философия жизни» киников.

12.Классическая греческая философия: жизнь и «мир идей» Платона.

13.Душа и Эрос в диалогах Платона ( «Пир», «Федр»).

14.Высокая классика древней Греции: Аристотель.

15.Философия Эпикура.

16. Стоицизм: Сенека,Эпиктет,М. Аврелий.

17.Библейские идеи философского значения.

18.Патристика: личность и Бог в учении Августина Блаженного

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
216 Kb
Скачали:
0