Рабочая программа дисциплины «Психофизиология» (Содержание дисциплины. Формы контроля и поверки знаний)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

строения, функции различных отделов, взаимодействие центральных отделов анализаторов. Виды анализаторов. Общие свойства: специфичность, адаптация, развитие в онтогенезе, взаимодействие, взаимозаменяемость. Необходимость сенсорной информации для развития и адаптации. Роль в поведении и коммуникации. Энергетическая функция (усиление тонуса коры).

– Внимание как психофизиологический феномен. Свойства внимания. Модели внимания. Непроизвольное и произвольное внимание, их физиологическая основа. Структуры мозга, ответственные за внимание. Взаимодействие полушарий в организации внимания. Методы тренировки внимания.

– Память как психофизиологический процесс. Гипотезы, объясняющие механизмы памяти. Нейронные механизмы памяти. Мозговая организация памяти. Виды памяти. Память как основа приобретаемого поведения. Методы тренировки памяти.

– Эмоции. Общие сведения об эмоциях. Эмоция как психическая и физиологическая реакции. Лимбическая система как центральное звено в регуляции эмоций. Информационная теория эмоций П.В. Симонова. Биологические и социальные функции эмоций: сигнальная, энергетическая, адаптивная, коммуникативная, мотивационная. Роль эмоций в организации поведения. Влияние эмоций на работоспособность: память, движение, речь, поведение. Особенности эмоций человека, низшие, высшие эмоции. Эмоции и здоровье человека. Развитие эмоций в онтогенезе, их возрастные особенности и критические периоды. Роль семьи в воспитании эмоционального поведения ребёнка. Проявление эмоций в рисунке ребенка.

– Стресс, его биологическое значение, механизм. Работы Г. Селье. Стресс физиологический и психический (эмоциональный, информационный). Висцеральные, соматические, психические, поведенческие проявления стресса. Стресс – факторы в работе учителя.

– Сознание: структурные и функциональные предпосылки сознания, его развитие в фило- онтогенезе, критерии сознания (признаки, проявления). Нейрофизиологические основы сознания (тонус коры больших полушарий, взаимодействие коры и подкорки, асимметрия полушарий). Различные состояния сознания. Учение К. Юнга о коллективном бессознательном и концепция психоанализа З. Фрейда в свете представлений генетики и нейрофизиологии.

– Мышление. Особенности мышления человека. Анатомо-физиологические основы мышления. Рефлекторный подход: две сигнальные системы действительности, их развитие и соотношение в онтогенезе. Слово как условный раздражитель. Становление знаковой функции: жест как знак (указательный жест), слово, рисунок, письменная речь. Роль предметно-манипулятивной деятельности и игры в формировании психофизиологических механизмов мышления и речи. Конкретное и абстрактное мышление. Нейрофизиологические аспекты речи, стадии ее развития. Генезис изобразительной деятельности. Связь между изобразительной деятельностью, мышлением и речью. Психофизиологические механизмы, лежащие в основе обучения, письму и чтению. Взаимоотношения между механизмами памяти, научения и мышления.

Тема 4. Психофизиологические особенности пола.

Понятие пола и половых различий. Закономерности половой дифференцировки в онтогенезе. Половая дифференцировка мозга. Половые различия познавательных и когнетивных процессов.

Тема 5. Диагностика психофизиологического состояния человека.

Оценка свойств нервных процессов: силы, подвижности, уравновешенности; памяти, внимания, умственной работоспособности, мышления, дифференцировочного торможения, типа ВНД, психотипа, эмоционального состояния, нервно-психического напряжения; уровня невротизации, астенизации и тревожности, стрессоустойчивости, моторной асимметрии, готовности к обучению в школе, биоритмологического статуса. Изучение основ нейролингвистического программирования, физиогномики.

Тема 6. Психофизиологические механизмы аддиктивного поведения.

Понятие аддикции. Возможные механизмы аддиктивного поведения. Наркотическая аддикция. Алкогольная аддикция. Работогония кибераддикции. Внутрисемейные отношения и условие как причины развития аддиктивного поведения. Возможности профилактики формирования аддикций.

2.2. Практические занятия

Тема 1. Методы психофизиологии.

1. Определение свойств нервных процессов инструментальными методиками. Определение силы, подвижности, уравновешенности, состояния тонкой мышечной координации.

2. Основные сенсомоторные реакции организма: зрительно- и слухомоторная, РДО, кожно-гальваническая.

Тема 3. Ощущение и восприятие.

1. Изучение свойств зрительной и слуховой сенсорных систем: определения ведущего глаза и уха, слепого пятна на сетчатке, костной и воздушной проводимости, дифференцировки звуков.

2. Исследование свойств вкусового, обонятельного и тактильного анализаторов: адаптация, локализация вкусовых рецепторов, анализу тактильной и болевой чувствительности.

 Внимание и память.

1. Определение свойств внимания: объема, переключаемости, устойчивости.

2. Исследование свойств памяти: объема краткосрочной механической памяти и словесной логической памяти; изучение продуктивности памяти.

 Сознание и мышление.

1. Оценка мышления (вербально-логического и образного). Особенности сексуального поведения человека. Роль различных факторов в формировании модели психосексуального поведения.

2. Методики оценки интеллекта (способностей) – тест Равена, социальной устойчивости (тест Антоновского).

Тема 5. Особенности эмоциональных состояний человека.

1. Диагностика эмоциональной сферы (САН, личностная и ситуационная

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Программы для учёбы
Размер файла:
89 Kb
Скачали:
0