Оценка достоверности различий показателей двух выборок младших подростков

Страницы работы

Содержание работы

На следующем этапе обработки эмпирических данных испытуемых оценим достоверность различий показателей двух выборок младших подростков.

1 группа испытуемых -  «проблемные подростки»;

2 группа испытуемых – «не проблемные  подростки».

И проведем сопоставление (сравнение) двух групп подростков.

Оценим достоверность различий показателей акцентуаций характера между двумя группами испытуемых с помощью непараметрического критерия Манна – Уитни. U – критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.

Математическая (вторичная) обработка данных производилась с помощью компьютерной программы Statistica 7.0. Оценивались различия между 1 группа испытуемых - «проблемные подростки» и 2 группа испытуемых – «не проблемные  подростки».

Ограничения критерия U:

1.  В каждой выборке должно быть не менее 3 наблюдений:, n1, n23;

2.  В каждой выборке должно быть не более 60 наблюдений: n1, n260[Е. Сидоренко вставь № источника].

Гипотезы:

Н1: уровень признака во 1 группе ниже уровня признака во 2 группе испытуемых;

Н0: Уровень признака в 1 группе не ниже уровня признака во 2 группе испытуемых.

В результате применения критерия были получены эмпирические значения и уровни значимости по каждой диагностической шкале, данные сведены в таблицу 1.

Таблица 1.- Оценка достоверности различий показателей акцентуаций характера между двумя группами испытуемых

статистические

показатели акцентуации

Статистические показатели при применении  критерия Манна-Уитни

år 1 группа

år 2 группа

Uэмп

р-уровень значимости

Принимаемая гипотеза

Истероидный

116

55

10**

0,007

Н1

Неустойчивый

76,5

94,5

31,5

0,427

Н0

Астеник

120

51

6**

0,002

Н1

Лабильный

89

82

37

0,757

Н0

Циклоидный

61,5

109

16,5*

0,03

Н1

Примечание: Знаком * отмечены достоверные различия показателей испытуемых:

***- высокий уровень достоверности (р≤0,001);

**- средний уровень достоверности (р≤0,01)

*- низкий уровень достоверности (р≤0,05)

(1 группа - «проблемные»; 2 группа - «не проблемные» младшие подростки)

år 1 группа – сумма рангов первой группы испытуемых;

år 2 группа – сумма рангов второй группы испытуемых;

Uэмп – эмпирическое значение критерия Манна-Уитни.

Сравнивая значения суммы рангов отдельно по каждой группе, выдвигаем экспериментальную гипотезу о значимости различий. В группе с большей суммой рангов исследуемый признак (психологическое свойство) доминирует.

В результате применения критерия U – Манна-Уитни выявлены достоверные различия по трем акцентуациям характера из тринадцати.

Сравнивая две группы испытуемых по типу «Истероидный» получили Uэмп= 10 при уровне значимости р=0,007. Сопоставляя суммы рангов по каждой группе (år 1группа > år 2группа) подтверждаем альтернативную гипотезу о том, что тип акцентуации «Истероидный» в первой группе испытуемых («проблемные») выше (доминирует), чем во второй группе («не проблемные»).

По показателям типа акцентуации характера «Астеник» обнаружены различия, т.к. Uэмп= 6 при уровне значимости р=0,002, следовательно, тип акцентуации «Астеник» в первой группе испытуемых выше, чем во второй группе подростков.

По показателям типа акцентуации характера «Циклоидный» между сопоставляемыми группами получили эмпирическое значение критерия Манна-Уитни Uэмп= 16,5 при уровне значимости р=0,03, следовательно нулевая гипотеза отклоняется. По значениям ранговых сумм сопоставляемых групп мы имеем в данном случае, что år 1группа < år 2группа, принимается гипотеза Н1:  Тип  акцентуации «Циклоидный» ниже (менее проявляется) в первой группе, чем во второй группе подростков.

По всем остальным типам акцентуаций характера достоверных различий между выборками «проблемных» и «не проблемных»  подростков достоверных различий не выявлено, следовательно, принимаем нулевую гипотезу о не значимости различий.

В таблице 2 представлены результаты оценки

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Отчеты по лабораторным работам
Размер файла:
38 Kb
Скачали:
0