Рабочая программа курса «Математические методы в психологии» (Содержание дисциплины. Тематика и варианты контрольных работ)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

качестве базирующих дисциплин выступают дисциплины специализации и факультативного цикла. К ним относится: «Методологические основы психологии», «Психодиагностика».

Взаимосвязи с базовыми и базирующими дисциплинами определяет логическую последовательность изучения «Математических методов в психологии» в девятом семестре обучения.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Тематический план учебной дисциплины

Количество часов

Наименование разделов и тем

Лекции

38

часов

Практические

18

часов

Лабораторно-практические

19 часов

Самосто-ятельная работа

75 часов

Всего по теме

1.

Понятие измерения

1.1

Измерительные шкалы

3

2

7

12

2.

Понятие выборка

2.1.

Виды исследований

1

2

2.2.

Требования к выборке

1

2

2.3.

Репрезентативность выборки

1

2

3

12

3.

Формы учета результатов наблюдений

3.1.

Таблицы, статистические ряды, гистограммы распределения

3

2

2

7

14

4.

Числовые характеристики  распределения

4.1.

Способы первичной обработки данных

2

2

4

4.2.

Понятие нормального распределения

2

2

3

15

5.

Общие принципы проверки статистических гипотез

5.1.

Проверка статистических гипотез

2

3

5.2.

Понятие уровня статистической значимости

2

2

2

4

15

6.

Статистические критерии различий

6.1.

Параметрические и непараметрические критерии различий

2

1

1

2

6.2.

Непараметрические критерии для связных 1выборок

2

1

1

2

6.3.

Непараметрические критерии для несвязных выборок

2

1

1

3

6.4.

Параметрические критерии различий

1

1

1

2

24

7.

Критерии согласия распределений

7.1.

Критерий хи-квадрат

2

1

1

3

7.2.

Критерий Фишера

1

1

1

3

13

8.

Введение в дисперсионный анализ ANOVA

8.1.

Однофакторный дисперсионный анализ

2

1

7

10

9.

Корреляционный анализ

9.1.

Понятие корреляционной связи

2

2

9.2.

Коэффициент корреляции Пирсона

2

3

9.3.

Ранговый коэффициент корреляции Спирмена

2

2

2

6

21

10.

Факторный анализ

10.1.

Основные понятия факторного анализа

3

2

2

7

14

2.2. Содержание отдельных разделов и тем

Раздел 1. Понятие измерения

Тема 1.1. Измерительные шкалы

Содержание: схема научно-исследовательской работы психолога. Понятие  «измерительная шкала», номинативная, порядковая (правила ранжирования, проверка правильности ранжирования, случай одинаковых рангов), шкала интервалов, шкала отношений.

Раздел 2. Понятие выборка

Тема 2.1. Виды исследований

Тема 2.2. Требования к выборке

Тема 2.3. Репрезентативность выборки

Содержание: понятия «генеральная совокупность», «выборка», «респондент», полное, сплошное, выборочное  исследование, зависимые и независимые выборки, требования к выборке (однородность, повторная и бесповторная выборка), репрезентативность выборки, формирование и объем репрезентативной выборки.

Раздел 3. Формы учета результатов наблюдений

Тема 3.1. Таблицы, статистические ряды, гистограммы распределения

Содержание: группировка, статистические таблицы, статистические ряды, понятие «распределение», гистограмма, виды гистограмм.

Раздел 4. Числовые характеристики  распределения

Тема 4.1. Способы первичной обработки данных

Тема 4.2. Понятие нормального распределения

Содержание: простые числовые характеристики выборки (мода, медиана, среднее арифметическое, разброс выборки, дисперсия, степень свободы), понятие «нормальное распределение»

Раздел 5. Общие принципы проверки статистических гипотез

Тема 5.1. Проверка статистических гипотез

Тема 5.2. Понятие уровня статистической значимости

Содержание: понятие «нулевая и альтернативная гипотеза», ошибка первого и второго рода, понятие «уровень значимости», этапы принятия статистического решения, классификация психологических задач, решаемых с помощью статистических методов.

Раздел 6. Статистические критерии различий

Тема 6.1. Параметрические и непараметрические критерии различий

Тема 6.2. Непараметрические критерии для связных выборок

Тема 6.3. Непараметрические критерии для несвязных выборок

Тема 6.4. Параметрические критерии различий

Содержание: понятие «статистический критерий различия», мощность критерия, условия выбора соответствующего критерия, параметрические и непараметрические критерии, критерий знаков G, парный критерий Т-Вилкоксона, критерий Фридмана, критерий Пейджа, критерий Макнамары, критерий U-Вилкоксона-Манна-Уитни (два способа расчета), критерий Q Розенбаума, Н-критерий Крускала-Уоллиса, S-критерий тенденций Джонкира, t-критерий Стьюдента для несвязных и связных выборок, F-критерий Фишера.

Раздел 7. Критерии согласия распределений

Тема 7.1. Критерий хи-квадрат

Тема 7.2. Критерий Фишера

Содержание: использование хи-квадрата как расчет эмпирического распределения и предполагаемого теоретического, как расчет однородности двух независимых экспериментальных выборок, условия применения критерия хи-квадрата, использование критерия Фишера для сравнения двух выборок по качественному и количественному признаку.

Раздел 8. Введение в дисперсионный анализ ANOVA

Тема 8.1. Однофакторный дисперсионный анализ

Содержание: основные понятия дисперсионного анализа, однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ.

Раздел 9. Корреляционный анализ

Тема 9.1. Понятие корреляционной связи

Тема 9.2. Коэффициент корреляции Пирсона

Тема 9.3. Ранговый коэффициент корреляции Спирмена

Содержание: понятие «корреляционная связь», типы корреляционных связей (линейная, нелинейная, положительная, отрицательная, характеристика силы связи, уровень значимости корреляционной связи, обратно и прямопропорциональные), соответствие между типами шкал и коэффициентами корреляции, требования к использованию линейного коэффициента корреляции Пирсона, рангового коэффициента корреляции Спирмена (случай

Похожие материалы

Информация о работе