Проведение факторного анализа для выделения основных психологических особенностей «проблемных» подростков

Страницы работы

Фрагмент текста работы

С целью выделения основных психологических особенностей «проблемных» подростков был проведен факторный анализ (для более наглядного и лаконичного представления эмпирических данных). Он проводился с помощью метода главных компонент (поворот варимакс). Факторный анализ  проводился по 41 переменной (диагностируемые шкалы). 

Факторный анализ – статистический метод, который используется при обработке больших массивов экспериментальных данных. Задачами факторного анализа являются: сокращение числа переменных (редукция данных) и определение структуры взаимосвязей между переменными, т.е. классификация переменных, поэтому факторный анализ используется как метод сокращения данных или как метод структурной классификации [О.Ю. Ермолаем, Математическая статистика для психологов М.: Изд-во «Флинта», 2004].

Процедура извлечения факторов из матрицы интеркорреляций называется факторизацией матрицы.

Элементы факторной матрицы называют «факторными нагрузками», или «весами»; и они представляют собой коэффициенты корреляции данного фактора со всеми показателями, используемыми  в исследовании.

В нашем случае мы с помощью факторного анализа вычленяли главные психологические особенности, влияющие на девиантное поведение  подростков.

Факторизация психологических переменны, выявленных с помощью экспериментальных методик проводилась отдельно по каждой группе испытуемых. Результаты факторизации показателей психологических параметров, диагностированных у «проблемных» подростков группы №1 представлены в таблице 4. Результаты факторного анализа показателей не проблемных подростков сведены  в таблицу 5.

Таблица 4.

Результаты факторизации показателей психологических параметров, диагностированных у подростков группы №1 («проблемные»)

Коэффициенты нагрузок переменные

Выделенные факторы с помощью varimax-raw

Фактор 1

Фактор 2

Фактор 3

Фактор 4

Фактор 5

Эргичность психомоторная

-0,277194

0,707263

0,054380

-0,089678

0,363683

Эргичность интеллектуальная

-0,230908

0,125450

-0,129426

-0,839568

0,232291

Пластичность психомоторная

0,192599

0,768586

-0,004081

-0,071062

-0,455529

Пластичность коммуникативная

0,235976

0,940955

0,094530

0,013824

-0,193755

Скорость психомоторная

-0,154561

0,853465

0,165524

-0,108092

0,327123

Скорость интеллектуальная

-0,418634

0,069369

0,153039

-0,846236

0,210424

Скорость коммуникативная

-0,409647

-0,003265

-0,089776

-0,554083

0,708990

Эмоциональность интеллектуальная

0,715275

0,478828

0,437225

-0,095071

0,076882

Индекс психомоторной активности

-0,079923

0,967407

0,093275

-0,111086

0,074161

Индекс коммуникативной активности

0,296196

0,884164

-0,125332

-0,103788

0,301446

Индекс общей активности

0,048247

0,888158

0,158364

-0,306253

0,280577

Общая тревожность

0,914218

-0,009156

0,085284

0,381611

-0,006763

Школьная тревожность

0,929477

-0,075159

0,138816

0,260424

-0,131881

Страх самовыражения

0,882340

-0,057851

0,246470

0,326475

-0,151782

Страх ситуации проверки знаний

0,900909

0,245147

0,008255

0,212392

-0,115080

Страх несоответствия ожиданиям окружающих

0,837793

0,211802

-0,237831

-0,148549

0,039236

Страхи в отношениях с учителями

0,115979

-0,014297

-0,101612

0,904799

0,035573

Параноик

0,097757

0,277404

0,837589

-0,314461

0,257196

Эпилептоидный

0,241769

0,119092

0,441455

-0,122115

0,735960

Шизоидный

0,302845

-0,287898

0,851878

0,089645

0,164352

Психоастенический

0,460458

0,172179

0,642679

0,500958

-0,072171

Гипотимный

0,339224

0,138349

0,315040

0,835900

0,121732

Конформный

-0,275281

0,411028

0,757313

-0,209369

-0,067953

Неустойчивый

0,185730

-0,406386

0,156092

-0,121746

-0,741075

Астеник

-0,074008

0,437369

0,737328

0,253978

-0,120984

Циклоидный

0,392856

-0,221384

0,862483

0,084484

0,083803

Доля суммарной дисперсии, %

9,406933

9,636271

6,823654

7,161426

3,459760

Анализ факторизации показателей группы 1 («проблемные»  подростки).

Факторный анализ выделил пять главных факторов. Определяющими или самыми весомыми является фактор 1 (9,41%) и фактор 2 (9,64%) (доля суммарной дисперсии больше всех выделенных факторов).

Фактор 1 определяется взаимосвязью шести переменных: Школьная тревожность (0,929477), Общая тревожность (0,914218), Страх ситуации проверки знаний (0,900909), Страх самовыражения (0,882340), Страх несоответствия ожиданиям окружающих (0,837793), Эмоциональность интеллектуальная (0,715275). Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы взаимосвязана со страхом самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей и страх не соответствовать ожиданиям

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Отчеты по лабораторным работам
Размер файла:
68 Kb
Скачали:
0