Техническая электродинамика: Сборник лабораторных работ (Режимы работы линий передачи. Исследование волноводных четырехплечих (гибридных) соединений), страница 19

В схеме, реализующей метод параллельного замещения, количество элементов больше, но влияние нестабильности мощности генератора минимальное. Точность измерений будет зависеть от частотной стабильности генератора, если электрическая длина каналов неодинакова, а также от потерь в фазовращателе, изменяющихся при его перестройке.

Для уменьшения влияния помех предпочтительна работа генератора в режиме внутренней амплитудной модуляции.

3.2. Измерение параметров вентилей и циркуляторов

Измерения прямого и обратного ослаблений вентиля производятся так же, как и измерение ослабления аттенюатора. Только эти измерения необходимо проделать отдельно для одного направления прохождения волны и для обратного направления прохождения волны. KCTU измеряется так же, как и при работе линии передачи в режиме, близком к режиму бегущей волны.

При измерениях параметров Y-циркулятора следует для его работы в режиме вентиля включить в одно из плеч, в которое отводится отражённая от нагрузки волна, согласованную нагрузку с возможно меньшим значением KCTU входа.

3.3. Измерение параметров направленных ответвителей

В отличие от Y-циркулятора, который имеет три входа и является шестиполюсником, направленный ответвитель представляет собой устройство с четырьмя входами (восьмиполюсник). Кроме параметра С – переходного ослабления и KCTU входов 1 и 3 требуется определить также параметр N – направленность.

Переходное ослабление определяется при включении в схему ответвителя следующим образом: от генератора мощность поступает в плечо 3, а детекторная секция с индикатором подключается к плечу 1, к плечу 2 подключается согласованная нагрузка. Разница показаний образцового аттенюатора при наличии в схеме направленного ответвителя и без него дает значение переходного ослабления. Далее, подключая к плечу 2 детекторную секцию с индикатором, а к плечу 1 согласованную нагрузку, определим переходное ослабление в нежелательном направлении как разницу показаний при наличии и отсутствии направленного ответвителя. После этого легко вычисляется значение направленности как разница между последним полученным значением и переходным ослаблением.

N = Cнеж – C,  дБ, где Снеж – переходное ослабление при подключении детекторной секции с индикатором к плечу 2 и согласованной нагрузки к плечу 1 (см. рис. 9).

4. Порядок проведения лабораторной работы

4.1. Собрать схему для измерений переходного ослабления либо методом последовательного, либо методом параллельного замещения без измеряемого устройства и настроить её. Записать начальное показание образцового аттенюатора.

4.2. Получить у преподавателя одно из устройств, предназначенное для развязки (аттенюатор, вентиль, циркулятор, направленный ответвитель).

4.3. Включить в схему полученное устройство и произвести повторное измерение. Записать показание образцового аттенюатора.

4.4. Собрать схему для измерения KCTU входа устройства, соответствующую ожидаемому значению KCTU (см. лабораторную работу «Исследование режимов работы линий передачи»).

4.5. Получить у преподавателя две нагрузки. Замерить KCTU нагрузок и определить их коэффициенты отражения  и .

4.6. Включить развязывающее устройство между нагрузкой и генератором и измерить KCTU при его включении. Определить  и .

4.7. Повторить пп. 4.5, 4.6, изменяя частоту генератора в большую и меньшую стороны не менее чем на 300 МГц.

4.8. Не выключая аппаратуры, показать результаты измерений преподавателю.

5. Подготовка к лабораторной работе

5.1. Изучить описание лабораторной работы.

5.2. Выполнить эскизы развязывающих устройств и изучить принцип их работы и параметры.

5.3. Познакомиться с конструкцией устройств.

5.4. Изучить действие, оказываемое развязывающими устройствами на режимы работы линии передачи.

5.5. Изучить методику определения параметров развязывающих устройств.

6. Содержание отчёта

6.1. По измеренным параметрам развязывающего устройства и предложенных нагрузок определить теоретически развязывающее действие применяемого для развязки устройства и сравнить его с найденным экспериментально.