Философия науки: проблемы и перспективы (материалы "круглого стола")

Страницы работы

Фрагмент текста работы

взгляд, означает, что проблематизация философии науки (проблематизация ее целей, задач, инструментария, предмета, наконец) порождена отнюдь не тем, будто одно из ее функциональных измерений всегда было неверным, а ныне стало еще и обременительным. Не "неверностью" существовавшей до сих пор философии науки порождена нынешняя ее проблематизация, а изменениями, происходящими в самой реальности. Противостояние трактовок философии всегда отправляет нас к диссонансу элементов реальности, к тем болевым точкам реальности, где возникает напряжение - философия улавливает эти точки и по-своему отображает их в перекрестье различных интерпретаций. Иными словами, самопроблематизация современной философии науки, возникающие в ней споры и дискуссии вполне определенным образом отправляют нас к очагам напряжения в самой науке и к тому, что сегодня происходит с ней в культуре; они требуют уяснить, каковы порождающие проблематизацию философии науки культурные и когнитивные особенности научно-познавательной деятельности в современном мире.

Сказанное относится и ко второму из обсуждаемых за нашим "круглым столом" вопросов: зачем нужна философия науки - для мировоззренческой легитимизации (для общекультурного обоснования) научно-познавательной деятельности или для кодифицирования (нормирования) реальных познавательных практик? И здесь, благодаря обрисованной выше установке, опять-таки нам было ясно, что ни первое без второго невозможно, ни второе без первого. А это значит, что проблема здесь отнюдь не в том, какая из целей философии науки является подлинной, а какая - продуктом заблуждения. Вопрос о роли философии науки отправляет нас (как это всегда бывает с философией, пытающейся заново определить свой предмет) к самому реальному предмету - к реальности современной науки. А здесь, мне кажется, бросается в глаза, что при всех различиях и даже противостоянии позиций, фактически заданных структурой вопроса, в дискуссиях о целях философии науки мы обнаруживаем полное совпадение интенций обеих сторон. И те, кто настаивает на том, что целью философии науки является прежде всего мировоззренческое оправдание науки, вписывающее ее в современную культуру, и те, кто утверждает, что ее цель - выявление эффективных норм научно-познавательной активности, в общем единодушны в том, что наука утеряла свои когнитивные преимущества и является лишь разновидностью языкового конструирования нашего видения мира наряду с мифом или "народными" представлениями ("лингвистический поворот").

И "антропологи" и "натуралисты" приходят к позиции, очень напоминающей фейерабендовскую, а от нее - к постмодернистским (конструктивистским

Похожие материалы

Информация о работе