Рабочая программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки»

Страницы работы

Фрагмент текста работы

стала программа-минимум  кандидатского экзамена «История и философия науки», утвержденная приказом Минрособразования  № 697 от 17.02. 2004 г. Дополнением к этой обязательной дисциплине является факультатив «История и методология науки», в программе которого целенаправленно акцентируется тематика  истории науки, рассматриваемая в качестве одного из источников формирования методологической культуры ученого.

«История и философия науки» как междисциплинарная отрасль знания непосредственно связана с другими дисциплинами – философией, культурологией, современными концепциями естествознания и самим  естествознанием, со специальными вузовскими дисциплинами. Здесь предлагается углубленное изучение философских, методологических, социокультурных, естественнонаучных, технических и информационно-технических феноменов, понятий, законов, принципов и теорий в их взаимодействии; акцентируется внимание на сущности и значении науки техники и техникознания в их связи с мировоззрением,  культурой, философией. Дисциплина «История и философия науки» служит необходимым связующим звеном между общефилософскими, логическими и социологическими знаниями, полученными в вузе и специальной науковедческой подготовкой в аспирантуре. Философия науки позволяет осмыслить науку в контексте социальных и духовных процессов техногенной цивилизации, формирует общие представления о гуманистической значимости деятельности ученого.

По существу программа представляет собой введение в общую проблематику философии науки и в философскую проблематику отдельных областей научного знания. Поэтому она состоит из двух частей, соответствующих  основным составляющим дисциплины: первой - «Общие проблемы философии науки»  и второй -  «Философия и история техники и технических наук».

Общая цель программы – обеспечить подготовку аспирантов и соискателей ученых степеней блока технических направлений наук в области историко-научных, философских и методологических проблем научного познания. Достижение цели предполагает постановку следующих, соответственно  структуре дисциплины, задач:

- усвоение   базисных    знаний     о    природе    науки, ее основаниях,  

критериях    научности,    механизмах    развития,    тенденциях      и  

перспективах;

- углубление   представлений  о    технике и технических    науках как феномене    культуры,    как    культурноисторической        традиции мыследеятельности, как цивилизационном мифе;      

- переосмысление понятия научно-технический прогресс и осознание приоритета гуманитарного, нетехнического начала над техническим;

- понимание     специфики      философского    и    методологического мышления    и     путей    его   взаимодействия с предметно-научным   

мышлением;

-дальнейшее совершенствование методологической культуры на    

основе систематизация знаний в области истории науки вообще и  

истории   технических наук, в частности.

Программа, общим объемом 72 часа (2 кредита), предусматривает такие виды учебной работы как лекции, коллоквиумы, реферат, самостоятельная работа. Коллоквиумы, по одному после каждого раздела программы, рассматриваются как форма обязательного промежуточного

Похожие материалы

Информация о работе