Идеи философии истории естественно-правовой школы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

оказались в точном соответствии с потребностями, которые они получили от природы или которым их подчинили обстоятельства", – писал Руссо.

Дикий человек у Руссо животное не общественное. Он в одиночку блуждал по лесам, не знал речи и не имел жилища. Ему не было присуще трудолюбие, и он не нуждался в себе подобных. Следовательно, у дикарей не было желания вредить друг другу. И здесь Руссо сталкивается перед непреодолимой трудностью: объяснение происхождения языка. У дикаря, живущего в одиночку, не было потребности в общении, а ум его изначально слаб, чтобы придумать язык, да и необходимости в нем не было. "Если случайно он и делал какое-нибудь открытие, – писал Руссо, – то тем менее он мог о нем кому-нибудь сообщить, что не знал даже собственных детей. Искусство погибало вместе с изобретателем". Но и здесь на помощь приходит природа. По мере роста населения, плодов, которыми в готовом виде природа одаривала людей, стало не хватать. Различие почв, климата, засуха и голод, а заодно и холод требовали от людей изобретательности. Проносились века и "чем больше просвещался ум, тем более совершенствовались изобретательность и навыки". Человек наблюдает себе подобных, сопоставляет их с собой и находит, что ними можно объединиться для достижения некоторых целей, как то, например, охота на крупного зверя. Так возникли первые человеческие стада или ассоциации, в которых человек приобрел некоторые представления о взаимных обязательствах. В таких соединениях людей, особенно во время охоты, и появились грубые языки. Таким образом, в постоянной борьбе с природой совершенствуется разум людей, и они изобретают стрелу, крючок и лесу. Люди заимели каменные топоры, научились рубить деревья, копать землю, строить хижины. "Это была, – писал Руссо, – эпоха первого переворота, который привел к установлению и выделению семей и к появлению своего рода собственности".

Вторым переворотом в жизни людей, который поднял их на более высокую ступень развития, было изобретение искусств добывания и переработки металлов и земледелия. С этим этапом Руссо связывает и первое крупное разделение труда, когда одни добывали и обрабатывали металл, а другие занимались земледелием. Именно с появлением металлических орудий связывает Руссо земледелие в крупных масштабах. И как неизбежное следствие обработки земли "был ее раздел, а как только была признана собственность, должны были появиться и первые уставы правосудия", – писал Руссо. Здесь Руссо придерживается взглядов Локка на происхождение собственности из трудовой деятельности и именно такую собственность он считает основанием для возникновения государства. Однако для этого потребовалось еще достаточно долгое время, в ходе которого между людьми возникли раздоры из-за собственности. "Нарождающееся общество, – писал Руссо, – пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже не вернуться назад, ни отказаться от злосчастных приобретений". Здесь очень хорошо видно, что Руссо понимал и признавал историческую необходимость. Однако состояние страшной войны не могло удовлетворять людей, и они задумались. Особенно задумались богатые, т.к. в этих раздорах они теряли больше всего. Вот они то, коварные богатые, и додумались до государства. Они предложили "оградить от угнетения слабых, сдержать честолюбивых и обеспечить каждому обладание тем, что ему принадлежит", установить судебные уставы и мировые суды. Таким образом, между людьми был заключен общественный договор, и возникло государство.

Итак, для Руссо характерна попытка связать процесс развития человечества, восхождение его на более высокие ступени развития с развитием производства и производительных сил. Именно с их развитием были связаны все крупнейшие достижения человечества. И развитие разума изначально зависит от необходимости удовлетворения материальных, естественных потребностей человека.

Следует отметить и отход Руссо от укоренившегося представления о вечной и неизменной природе человека. Как полагал Руссо, человек, и весь род человеческий не остается всегда одинаковым, что "человеческий род в одну эпоху – это не род человеческий в другую эпоху". Но эти изменения он понимал как исчезновение в человеке изначально заложенного

Похожие материалы

Информация о работе