Исследование зависимости вязкости растворов от концентрации с помощью вискозиметра. Измерение вязкости крови: Учебно-методическая разработка лабораторной работы по курсу "Медицинская и биологическая физика"

Страницы работы

25 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА»

ГОУВПО СПбГМА им. И.И. Мечникова Росздрава

Исследование зависимости вязкости  растворов от концентрации с помощью вискозиметра.

Измерение вязкости крови

Учебно-методическая разработка лабораторной работы для  преподавателей  по курсу медицинской и биологической физики

2009

Обсуждена на заседании кафедры  медицинской и биологической физики  

№  протокола___

Дата__________________

«Утверждаю» зав. кафедрой медицинской и биологической физики                 Чистякова Н.Я.

Автор   (Ф.И.О. преподавателя)

Рецензенты: Ф.И.О., должность, место работы

Учебно-методическая разработка для преподавателей

Тема занятия: «Исследование зависимости вязкости  растворов от концентрации с помощью вискозиметра»

Измерение вязкости крови

1.  Место проведения занятия, оснащение.

-учебная аудитория кафедры медицинской и биологической физики.

Перечень оборудования к лабораторной работе:

1. Капиллярный вискозиметр (градуированная бюретка, стеклянный капилляр);

2. Химическая посуда (для наборов растворов разной концентрации);

3. Термометр;

4. Секундомер;

5. Медицинский вискозиметр для определения вязкости крови типа ВК-4;

6. Установка для определения вязкости по методу Стокса;

7. Набор растворов глицерина.

2.  Продолжительность занятия 4 часа (180 минут)

3.  Актуальность темы. Мотивация к ее изучению

Вязкостью определяется характер движения жидкости в сосудах, поэтому в медицинской практике вязкости различных биологических жидкостей уделяется большое внимание (крови, слюны, мочи и др.) Ряд заболеваний человека связаны с изменением вязкости крови, которая может отклоняться от нормы. Актуальность темы обусловлена ростом сердечно-сосудистых заболеваний. В связи с этим значимым является изучение вязкостных свойств крови, ее роли в физиологических процессах, патологии крови и кровообращения. В последние годы особое значение приобрели разработки имплантируемых устройств: протезирование сосудов и сердечных клапанов, применение аппаратов « сердце-легкие », искусственной почки, что требует предварительного исследования свойств крови, в частности, травмы форменных элементов крови в искусственных системах, которое приводит к изменению реологических свойств крови.

4.  Цель занятия

ОБУЧАЮЩАЯ

Целью теоретической  части занятия является:

1)  Овладение студентами основных понятий и закономерностей, характеризующих явление внутреннего трения.

2)  Освоение количественных характеристик движения вязкой жидкости     (формула Ньютона, формула Пуазейля).

3)  Изучение факторов, определяющих вязкость жидкости, в частности, крови.

4)  Изучение явлений происходящих при движении тел в вязкой жидкости( закон Стокса).

5)  Освоение студентами методов измерения вязкости жидкостей.

Целью лабораторной части занятия является:

1) Изучение студентами устройства и принципа действия капиллярных вискозиметров.

2) Исследование зависимости коэффициента вязкости водных растворов глицерина от их концентрации, построение графика этой зависимости.

3) Определение коэффициента вязкости кровезаменителей                                ( н.,аминокровина).

Для этого необходимо:

1.Систематизировать знания по разделу «Гидродинамика» и углубить изучение темы  «Вязкость жидкости, течение вязкой жидкости по трубам. Движение тел в вязкой жидкости»

2. Изучить количественные характеристики вязкости жидкости, описываемые формулами Ньютона, Пуазейля, Стокса.

3. Обучить студентов технике измерения и методам определения вязкости жидкости, в частности, с клиническими методами определения  вязкости крови.

4. Обобщить в форме заключительной беседы значение измерения вязкости медико-биологических жидкостей в медицине.

ПЕРЕЧЕНЬ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ, ПРИОБРЕТАЕМЫХ СТУДЕНТАМИ НА ЗАНЯТИИ.

Студент должен знать:

1.  Определение вязкости

2.  Причины, обуславливающие вязкость

3.  Определение коэффициента вязкости,его физический смысл,  единицы измерения.

4.  Факторы определяющие вязкость , в частности, крови.

5.  Количественные характеристики движения вязкой жидкости                (формула Ньютона, формула Пуазейля, закон Стокса).

6.  Физические методы измерения вязкости.

7.  Назначение и устройство, принцип действия медицинского капиллярного вискозиметра Гесса ВК-4, предназначенного для определения вязкости крови.

Студент должен уметь:

1.  Правильно выбирать физическую формулу для решения медицинских задач в гемодинамике.

2.  Пользоваться основными измерительными приборами для клинического определения вязкости медико-биологических жидкостей.

3.  Обрабатывать результаты измерений .

4.  Использовать вычислительные средства (микрокалькуляторы) для обработки результатов измерений.

РАЗВИВАЮЩАЯ.

Похожие материалы

Информация о работе