Физические основы кровообращения. Изучение устройства и принципа действия приборов для измерения давления крови: Учебно-методическая разработка лабораторной работы по курсу "Медицинская и биологическая физика"

Страницы работы

Содержание работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА»

ГОУВПО СПбГМА им. И.И. Мечникова Росздрава

                       Гемодинамика

    Физические основы кровообращения. Изучение устройства и принципа действия приборов для измерения давления крови

Учебно-методическая разработка  лабораторной работы для  преподавателей

по курсу медицинской и биологической физики

2009

Обсуждена на заседании кафедры  медицинской и биологической физики  

№  протокола___

Дата__________________

«Утверждаю» зав. кафедрой медицинской и биологической физики                 Чистякова Н.Я.

Автор   Волков М.Е.

Рецензенты: Ф.И.О., должность, место работы

1. Место проведения занятия, оснащение:

Занятия проводятся в специально оснащённой аудитории на кафедре медицинской и биологической физики СПбГМА им. И.И. Мечникова.

2. Необходимое оснащение:

методическое: алгоритмы хода работы;

материальное: плакаты, слайды, прибор для  измерения давления

Продолжительность изучения темы:

Практическое занятие – 4 часа

3.  Актуальность темы, мотивация к ее изучению

Изучение биофизических основ гемодинамики представляет интерес как для формирования целостной картины функциональной деятельности организма, так и для развития представления о закономерностях движения крови. Исследование процессов на различных участках ССС способствует подготовке студента к дальнейшему изучению работы сердца.

4. Цель занятия

-      сформировать новые теоретические знания по  разделам  темы:

●  работа сердца – это основной фактор движения крови

●  вспомогательные факторы продвижения крови по сосудам

●  распределение давления в ССС

●  график изменения скорости  в ССС

●  пульсовая волна

●  эквивалентная электрическая схема ССС 

●  измерение давления

●  число Рейнольдса  

- сформировать практические умения на базе теоретических знаний:

·  измерение систолического давления

·  изменение диастолического давления

- закрепление теоретических знаний и сформированных практических умений

·  расчет параметров по полученным данным

·  тестирование на компьютере

-       развитие и воспитание личности:

·  обучение аккуратности и ответственности при измерении давления (как элемент бережного и внимательного отношения к пациентам, чей диагноз находится в зависимости от исследовательских качеств оператора)

•    Частнодидактическая,  учебная  цель занятия – научить определять параметры давления, период  и частоту сердечных сокращений.

Конкретные задачи

Студент должен знать:

Теорию и основные формулы движения жидкости по трубам, распределения давления и скорости в сердечно- сосудистой системе, особенности распространения пульсовой волны по эластичным сосудам, физические основы измерения давления.

Студент    должен    уметь:

·  уверенно измерять давление методом Рива- Рочи и  методом Короткова Н.С.

·  определять цену деления прибора для измерения давления

·  рассчитать параметры предложенной механической модели ССС

Развивающая цель:

Способствовать развитию познавательных интересов, раскрывая природу явлений в живом организме при анализе физических процессов в ССС. Способствовать формированию    системного    мышления при знакомстве  с законами физики, определяющими особенности движения крови в ССС.

Развить основные приемы аналитического способа мышления студентов. В частности, развить умение слушателей устанавливать связи между различными гемодинамическими параметрами сердечно- сосудистой системы

Воспитательная цель:

Способствовать формированию устойчивого стремления к получению знаний, пониманию высокой их значимости и практической ценности в дальнейшей профессиональной деятельности. Воспитать у студентов добросовестное отношение к процессу измерения давления у любых пациентов и, особенно, у больных с неадекватным восприятием окружающего мира.

5.  Межпредметные и внутрипредметные связи

Подпись:

Подпись:

6. Задания для самоподготовки

1 – Представить эквивалентную электрическую схему ССС

2 – Построить и объяснить график распределения давления в ССС

3 – Построить и объяснить график распределения скорости в ССС

4 – Объяснить механизм распространения пульсовой волны

5 – Объяснить причины возрастания скорости пульсовой волны с возрастом

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

Основная

1 – «Медицинская и биологическая физика»  7-е изд., Ремизов А.Н. и др. Издательство Дрофа. 2007 (можно более ранние издания)

2 – «Биофизика» - Антонов В. Ф., и другие. Издательство: Владос. 2006

3 – « Краткий курс медицинской и биологической физики с элементами реабилитации: Лекции и семинары.» - Федорова В.Н., Степанова Л.А. Издательство: ФИЗМАТЛИТ. 2005

4 – «Медицинская биофизика» Самойлов В.О.СПб:Издательство: СпецЛит Учебник для вузов - 2004.               

 Дополнительная

1 Биофизика. Учебник для студентов фармацевтических и медицинских Вузов; Рыбари; 2004 г.

Похожие материалы

Информация о работе