Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Общая характеристика систем органов. Физиология нервной системы

Страницы работы

Содержание работы

Созанова Мария Леонидовна

Домашнее задание: С.р. №1

Солодков, Сологуб «Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная».

Безруких М.М. «Возрастная физиология (физиология развития ребёнка).

Сапин, Брыснина «Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма».

Югова, Турова «Возрастная физиология и психофизиология».

Кадочникова, Мясникова «Возрастная физиология с основами здорового образа жизни».

Введение в курс «Возрастной анатомии, физиологии и гигиены».

1.Пердмет и задачи курса.

Анатомия-  наука о формах и строении, происхождении и развитии организма человека. Как наука сформировалась в эпоху возрождения.

Предмет – внешние формы и пропорции тела человека, а так же отдельные органы, их строение, в т.ч. микроскопическое и ультрамикроскопическое.

Физиология – наука о функциях организма. Основоположник – Гарвей. Предмет – процессы жизнедеятельности тканей,  клеток, органов и систем органов, т.е. весь организм.

Возрастная анатомия рассматривает развитие организма в различные периоды жизни, с процесса оплодотворения до смерти, в условиях воздействия внешней среды. Изучает функциональные взаимосвязи в теле человека в разные возрастные периоды.

Основоположник – Гундобин Н.П. Основной труд «»

Гигиена детей и подростков.

Гигиена – наука, которая изучает влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия. Основоположник – Эрисман.

Разрабатывает гигиенические рекомендации по разработке режима дня, гигиенические основы физического воспитания, принципы планировки и строительства детских подростковых учреждениях, гигиенические основы санитарных норм и режимов в детских учреждениях.

Цели и задачи возрастной анатомии и физиологии и гигиены.

Цель – выяснение основных закономерностей возрастного развития.

Задачи:

*изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом.

*определение временных границ возрастных периодов.

*выявление факторов определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды.

* выявление сенситивных и критических периодов развития.

*оценка «возрастной нормы».

*изучение индивидуально-типологических особенностей роста и развития.

*создание наиболее благоприятных условий для взаимодействия организма со средой путём гигиенического нормирования факторов окружающей среды и выработки у организма способностей к максимальной адаптации к различным воздействиям.

Связь с другими науками

База: анатомия, физиология, генетика, биохимия, эмбирология.

Геронтология, педиатрия, антропология, педагогика, психология,  детская травматология и хирургия.

Методы исследования.

1.Кроссекциональный (индивидуальный, метод продольных срезов). Применяется при систематическим наблюдением за развитием одного и того же ребёнка. Оценка физического развития осуществляется путём сопоставления найденных измерений с показателями стандартных величин.

2.Лонгитюдинальный (метод поперечных срезов). Исследуют большое кол-во людей в относительно короткие сроки. Получают средние показатели возрастного развития. Обслед-ся не менее 100 чел-к с учётом пола, возраста, региона.

3.Анатомические: антропометрия, рентгеновские.

4.Физиологические: физиометрия, метод функциональных проб, ЭКГ, УЗИ, МРТ.

5.Гигиенические:  метод лабораторного эксперимента.

6.Математические: математическое моделирование.

Антропометрический метод – описание тела человека в целом и отдельных его частей (П.Брок). Соматоскопия – метод визуального осмотра, связанный изучением вариаций строения тела.

Соматометрия – метод измерений.

Рентгенологический метод позволяет изучать структуру органов, их топографию на живом человеке в разные периоды его жизни.

Физиометрия -  определение функциональных показателей. Измеряют жизненную ёмкость лёгких, мышечную силу рук, становую силу, артериальное давление.

Метод функциональных проб – изучение реакции на к-л дозированное воздействие.

Уровни организации организма.

1.Клеточный. -> 2.Тканевый-> 3.Органный -> 4.Организменный

Структурные эл-ты клетки:

  • Поверхностный аппарат: мембрана, гликокалис
  • Цитоплазма: гиалоплазма, включения, органеллы клетки: немембранные(центриоли, микротрубочки, миофибриллы, рибосомы) мембранные( ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, ядро)
  • Ядерный аппарат: кариолемма(ядерная мембрана с порами), кариоплазма( ядерный сок), ядрышко.

Ткани. 4 типа: эпителиальные(покровные),  соединительные,  мышечные, нервная.

Понятие об органах.

Орган -  обособленная от других структур совокупность различных типов тканей и клеток, выполняющая определённую функцию в организме, имеющая устойчивое положение в пределах организма, развитие которой прослеживается в пределах эмбриогенеза.

Органы: наружные и внутренние: трубчатые, паренхиматозные.

Паренхиматозные состоят из паранхимы и стромы (соединительно- тканной основы).

Функция – секреторная. Печень, селезёнка, почки и др.

Трубчатые – трубки различного диаметра и длинны. Ф-я: проведение, переработка содержимого. Пищеварительный тракт, мочеточники, мочевой пузырь, сердце, сосуды, гортань, трахея, бронхи, маточные трубы, матка.

Похожие материалы

Информация о работе