Методические указания для студентов по дисциплине «Культурология» (содержание программы, перечень тем рефератов, вопросы к зачету)

Страницы работы

20 страниц (Word-файл)

Содержание работы

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Психологический факультет

Утверждаю

                                                                             Декан факультета,

                                                                              к.т.н., профессор

                                                                  ____________________________

                                                                  ______________  Коваленко В.И.

                                                                   «      »                      2008 г.

Методические указания

для студентов факультета заочного обучения

по дисциплине

 «Культурология»

Для направления (специальности)  

080100.62   Юриспруденция             030500.62  Экономика

наименование направления

Заведующая кафедрой

                                                                философии и социальных дисциплин

                                                                                          ___________________

                                                                                            Н.П. Суханова

                                                                                          «   » _________ 2008 г.

Новосибирск

2008


Оглавление:

1.  Пояснительная записка

2.  Методические рекомендации студенту

3.  Содержание учебной программы дисциплины

4.  Перечень тем рефератов

5.  Вопросы к зачету

6.  Список рекомендованной литературы (основной и дополнительный)


Пояснительная записка

При составлении рабочей программы по культурологии были использованы следующие документы:

- государственный образовательный стандарт (ГОС) по данной дисциплине, в котором определены требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;

- организационно-методические указания по организации, планированию и ведению образовательного процесса в НГИ на 2008-2009 учебный год;

- учебный план для данной образовательной дисциплины, в котором определен фонд учебного времени, распределенного по семестрам и видам занятий.

Курс «Культурология» ориентирован на ознакомление студентов с основами данной дисциплины. Среди огромного многообразия возможных культурологических проблем в программе выбраны те темы, которые, с одной стороны, представляют предмет теории и истории культуры в его ключевых аспектах и, с другой стороны, учитывают сегодняшнюю актуальность отдельных проблем и способствуют формированию культурной и гармонично развитой личности.

Целями данной программы являются:

1)  выработать  активную жизненную позицию у лиц с не сформировавшимся (в силу возраста) мировоззрением;

2)  дать студентам представление о специфике культурологического знания в системе  гуманитарных дисциплин;

3)  познакомить с современными концепциями и подходами в анализе культурологических проблем;

4)  показать, что культура России – это часть мировой культуры, обладающая своими особенностями, проявляющимися на каждом этапе развития;

5)  закрепить представленные темы практическими занятиями, цель которых - способствовать пониманию обучающимися изучаемой проблемы и ее решения.

Разработанная программа является основой объективной оценки уровня знаний студента и предусматривает возможность контроля в процессе обучения.

  Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

После изучения дисциплины обучаемый должен:

иметь представление:

·  об основных культурологических подходах и концепциях;

·  об основных понятиях культурологии: культура, цивилизация, структура и функции культуры, динамика культуры, язык, символы и ценности культуры, межкультурные коммуникации;

·  об основных этапах развития и характерных особенностях мировой и отечественной  культуры;

·  о современных проблемах развития культуры, включая: взаимодействие культуры и природы, культуры и общества, массовой культуры, проблемы национальной культуры.

знать и уметь использовать:

·  знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в области культурной практики;

·  понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как к способу отношения  к культуре и обществу.  

иметь навыки:

·  осмысления современной социокультурной  ситуации с позиции мирового историко-культурного  опыта;

·  самостоятельного формирования  гуманистических культурных ориентаций;

·  продуктивного общения с представителями других культур.


Методические рекомендации студенту

Модуль 1 - «Теория культуры» - посвящен изучению общих проблем культурологического знания в системе гуманитарных наук.  В первой теме рассматривается культурология как система знаний о сущности, закономерностях развития и способах постижения культуры. Сущность и смысл культуры раскрывается посредством анализа генезиса понятия культуры на протяжении периода античности, средних веков, Нового времени и современности (тема 2). Тема 3 направлена на изучение структуры, функций и основных форм культуры (религия, искусство, наука, мораль и др.) Анализ основных культурологических концепций, школ и направлений XIX – XX века предполагается в теме 4.

Модуль 2  - «Прикладная культурология» - направлен на изучение наиболее значимых аспектов культуры с точки зрения действенности относительно реципиента. Тема 5 – «Изобразительное искусство как форма отражения действительности» - ориентирована на характеристику образности при отождествлении действительности в зависимости от уровня развития сознания, этнической принадлежности, традиций и обычаев отдельных народов; Тема 6 – «Литература как вид искусства и форма воссоздания мышления» - затрагивает этот вид культуры с точки зрения воздействия на ментальность мышления; в теме 7 – «Театр как сценическое действие» - анализируются формы, способы и методы активизации отражения действительности в зависимости от этнсоциальной традиции действия,  теме 8 – «Киноискусство как вид художественного творчества» - изучается специфика и основные достижения отечественной культуры

Требования по написанию реферата:

1.  Тема реферата выбирается из списка предложенных в программе тем.

2.  Реферат содержит введение, где обосновывается актуальность темы, цели и задачи работы (1-2 страницы).

3.  Основная часть реферата включает рассмотрение 2-3 вопросов (15-18 страниц).

4.  В заключении делаются выводы согласно поставленным во введении целям (1-2 страницы).

5.  Список литературы содержит 5-7 наименований, причем, в тексте реферата должны быть ссылки на использованную литературу.


 Содержание программы учебной дисциплины «Культурология»

Модуль 1. Теория культуры

Тема 1. Культурология как наука

Объект и предмет культурологии. Культурология как система знаний о сущности, закономерностях развития и способах постижения культуры. Структура культурологии. Культурология в системе научного знания, ее взаимосвязь с другими науками. Цели и задачи культурологии. Основные методы, категории и функции культурологии. Значение культурологии в современной России и мире.

Тема 2. Историческое развитие представлений о культуре 

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Культурология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
100 Kb
Скачали:
7