Методические указания для студентов по дисциплине «Культурология» (содержание программы, перечень тем рефератов, вопросы к зачету), страница 2

Сущность и смысл культуры. Полисемантичность понятия «культура». Понимание культуры в эпоху античности, средневековья, Возрождения. Научная революция XVII в. и ее воздействие на развитие знаний о культуре. Идеи прогресса и европоцентризм как основание для понимания культуры во взглядах философов Просвещения. Культура в философии И. Канта, Ф. Шиллера и Г.В.Ф. Гегеля. Кризис рационализма и критика классического образа культуры. Современные понимания культуры.

Тема 3. Культура как феномен

Многозначность понимания культуры. Основные методологические подходы к определению культуры. Культура как система. Структура и функции культуры. Формы духовной жизни: искусство, наука, мораль, образование. Язык культуры. Проблема социокультурной динамики. Проблема традиции и инновации в культуре.

Тема 4. Культурологические концепции XIX-XX века

Роль философско-культурологических школ и направлений в обосновании системного представления о культуре как синтетическом и целостном знании. Роль концепций эволюционизма в развитии культурологического знания. Культурная антропология (Г. Спенсер, Э.Б. Тайлор, Л.Г. Морган). Общественно-исторический или цивилизационный подход в понимании развития культуры и истории (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби). Психоаналитические концепции культуры (З. Фрейд, К. Юнг). Семиотические концепции культуры (К. Леви-Строс, М. Фуко). Концепции игровой культуры (Й. Хейзинга).

Модуль 2. Прикладная культурология

Тема 5. Изобразительное искусство как форма отражения действительности.

Первые произведения искусства как  потребность в изображении реальной и воображаемой действительности. Живопись, скульптура и графика  и их основные функции в качестве модификации культуры. Жанры искусства и их этнические особенности: анималистический, батальный, бытовой, исторический, натюрморт, пейзаж, портрет. Классика и авангард как способы интерпретации действительности.

Тема 6. Литература как вид искусства и форма воссоздания мышления.

Типология литературы как формы художественной культур: проза и поэзия. Роды литературы – эпос, лирика и драма – как модификации духовной культуры. Жанровая специфика литературы и ее этносоциальные особенности. Содержание литературного произведения  - (тема, проблема, идея) – в контексте ментальных традиций культуры.

         Тема 7. Театр как сценическое действие

Эмоциональный компонент сценического действия. Связь театра с обрядовыми действиями культуры в целом и отдельных народов -   частности. Комедия и трагедия как основные формы действия. Древняя Греция как колыбель театра. Роль музыки и литературы в театре. Режиссер, художник-оформитель и композитор как постановщики действия. «Вечная молодость» театра как модификации художественной культуры.

Тема 8. Киноискусство как вид художественного творчества

Научно-техническая революция и культура. Рубеж веков и рождение нового направления в культуре. Создание образов в киноискусстве:  реальное кино (документалистика); инсценировка (игровое кино); рисованное кино (анимация). Художественная значимость изображения персонажей и событий. Кино как симбиоз разных видов искусства и культуры: литературы, театра, живописи, музыки.  Феномен языка  кинематографа как результат межкультурного взаимодействия. Главное  изобразительное средство кино - фотографическая природа изображения и монтаж. Роль и место национального кинематографа в современной культуре.


Перечень тем рефератов

1.  Культурология как наука.

2.  Понимание культуры в истории европейской мысли.

3.  Понятие и сущность культуры.

4.  Религия как феномен культуры.

5.  Мораль как феномен культуры.

6.  Искусство как феномен культуры.

7.  Проблема языка культуры.

8.  Проблема социокультурной динамики.

9.  Культура и природа.

10.   Основные школы и концепции в культурологии: культурная антропология, иррационалистические концепции культуры, социологическая школа, экзистенциализм, теория «культурно-исторических типов», структурализм и др. (по выбору).

11.   Первобытная культура: особенности и проблемы изучения.

12.   Мифология и религия Древнего Египта.

13.   Научные знания и искусство Древнего Египта.

14.   Индийская культура: традиции и современность.

15.   Культура Китая: влияние конфуцианства и даосизма.

16.   Исламская культура в современном мире.

17.   Япония: особенности социокультурного развития.

18.   Культура Древней Греции и Рима: общее и особенное.

19.   Мифология и религия Древней Греции и Рима.

20.   Искусство и наука в Древней Греции и Риме.

21.   Византийская культура, ее особенности и историческое развитие.

22.   Средневековая рыцарская культура.

23.   Возрождение: основные этапы и культурные особенности.

24.   Творчество титанов эпохи Возрождения: Данте, Джотто, Леонардо де  Винчи, С. Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Х. Босх, А. Дюрер, П. Брейгель Старший, Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. де Сервантес, У. Шекспир и др. (по выбору).

25.   Реформация и ее культурно-историческое значение.

26.   Европейская культура Нового времени: развитие науки и техники.

27.   Идея прогресса и европоцентризм как основания для самосознания и развития европейской культуры.

28.   Общая характеристика основных художественных стилей Нового времени: барокко, классицизм, рококо, сентиментализм, реализм, импрессионизм (по выбору).