Кинематический анализ рычажного механизма поперечно-строгального станка, страница 4

Величина

j3°

l2, м

j4°

l8’, м

S3X, м

S3Y, м

S4X, м

S4Y, м

S5X, м

S5Y, м

Графически

0,1159

0,1054

0,0778

0,0925

Аналитически

-0,1159

0,1054

0,0778

-0,0925

0,0468

0,0113

0,0930

0,0113

0,0925

0,0

Отклонение, D %

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2.4.2. Определение аналогов ускорений исследуемого станка графическим методом.

Задачу решаем путем построения плана ускорений, считая w1 постоянной величиной:

1) Определяем ускорение точки А. Полное ускорение точки А равно нормальной составляющей , которая направлена по линии О1А к центру А

, так как .

.

2) Из точки p полюса плана ускорений – откладываем вектор, изображающий ускорение точки А, в виде отрезка pа = 12 мм.

3) Подсчитываем масштабный коэффициент ускорений:

4) Для определения ускорения точки В, которая принадлежит одновременно и второму, и третьему звеньям, распишем векторное уравнение, определяющее ускорение для точки В, в составе второго звена:

Выразим отсюда ускорение точки В, принадлежащей третьему звену:

                                                                                      (2.34)

где      – абсолютное ускорение точки А, ;

 – ускорение, ;

 – кариолисово ускорение, его направление определяется поворотом относительно скорости  на 90° по направлению скорости w3.

Величина вектора  определяется следующим образом:

                                    (2.35)

5) Запишем уравнение для определения ускорения точки В, как точки принадлежащей третьему звену:

,                                                                                                (2.36)

где      – нормальная составляющая вектора ускорения точки В, ;

           – касательная составляющая вектора ускорения точки В, ;

Величина вектора  определяется следующим образом:

.                                        (2.37)

Отрезки, изображающие в миллиметрах на плане ускорений векторы кариолисова (см. (2.35)) и нормального (см. (2.37)) ускорения, равны:

6) Так как в уравнениях (2.34) и (2.36) левые части равны (), то можем приравнять правые, и, затем, решая полученное выражение графически, найдем величину и направление вектора ускорения .

                                                                               (2.38)

Используя уравнение (2.34) из точки а откладываем отрезок аk, перпендикулярный скорости  в направлении w3, который является обозначением , а затем через точку k проводим прямую по направлению , то есть параллельно О2B.

Из полюса плана ускорений p, согласно уравнению (2.36), откладываем отрезок pп1, параллельный O2B. Это будет вектор . Далее перпендикулярно ему, то есть по направлению , проводим прямую.

Точка пересечения двух проведенных прямых, согласно уравнению (2.38), будет являться искомой точкой b – концом вектора ускорения точки В на плане ускорений.

7) Для определения ускорения точки С используем теорему подобия:

,

откуда

Отрезок pс откладываем на продолжении отрезка pb.

8) Ускорение точки d, которая является общей для звеньев 4 и 5, находим из уравнения

,        где     ;    ;             (2.39)

Найдем величину вектора

,

откуда

.

Откладываем отрезок сn2, изображающий в миллиметрах вектор ускорения , из точки С по линии параллельной к CD. Далее, следуя уравнению (2.39), проводим из точки п2 линию, перпендикулярную к СD, а через полюс плана ускорений p проводим линию, параллельную оси х – х. Точка пересечения  этих линий есть точка d – конец вектора ускорения  точки D.

9) Ускорения точек S1, S3 и S4 находим, используя теорему подобия:

, откуда

.

, откуда

.

, откуда

.

10) Из плана ускорений находим:

Так как при построении плана ускорений звеньев мы приняли w1 = const, то

                                  

Учитывая, что , находим

                 

                 

В табл. 2.3 приведены значения аналогов ускорений, полученные графическим и аналитическим методами.

Таблица 2.3.

Результаты расчета аналогов ускорений.

Величина

j3°

l2, м

j4°

l8”, м

S3X, м

S3Y, м

S4X, м

S4Y, м

S5X, м

S5Y, м

Графически

0,1636

0,0507

0,0721

0,1355

Аналитически

-0,1636

-0,0507

0,0721

0,1355

0,0660

0,0105

0,1243

0,0726

0,1355

0,0000

Отклонение, D %

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Величина отклонения D очень мала, так как результаты графического (с построением планов положений, скоростей и ускорений в AutoCAD) и аналитического методов отличаются в пределе 0,01%.

Аналогично проводим расчет кинематических параметров в остальных положениях механизма.