Принципы работы машин постоянного тока. Особенности их конструкции. Двигатели постоянного тока независимого возбуждения (ДПТНВ). Особенности конструкции, механические и регулировочные характеристики. Режимы работы ДПТ. Механические характеристики для различных режимов работы. Система уравнений и развернутая схема ДПТНВ. Формирование статических характеристик движения при помощи введения обратных связей

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.  Принципы работы машин постоянного тока. Особенности их конструкции.

Электрическая машина постоянного тока состоит из двух основных частей: статора и ротора. В машинах постоянного тока ротор включает в себя якорь (обмотку с сердечником) и коллектор для выпрямления тока.

Конструкция машины постоянного тока представлена на рисунке ниже.

Электромагнитная схема двухполюсной машины постоянного тока (а) и эквивалентная схема ее обмотки якоря (б)

Основные элементы конструкции машины постоянного тока:

1 — обмотка возбуждения 2 — главные полюсы

3 — якорь 4 — обмотка якоря

5 — щетки 6 — корпус (станина)

Принцип действия.

Машина постоянного тока имеет обмотку возбуждения, расположенную на явно выраженных полюсах статора. По этой обмотке проходит постоянный ток Iв , который создает магнитное поле возбуждения Фв . На роторе расположена двухслойная обмотка, в которой при вращении ротора индуцируется ЭДС.

В процессе вращения якоря направление ЭДС, наводимой в обмотках, определяется только тем, под каким полюсом располагается обмотка. Иными словами, направление индуцируемой ЭДС в обмотках якоря неизменно по разные стороны относительно оси симметрии (геометрической нейтрали).

Это свойство позволяет утверждать, что суммарная наводимая ЭДС под одним полюсом является неизменной во времени и по величине (почти неизменна). Эта ЭДС снимается с обмотки якоря с помощью скользящего контакта (щетки), включенного между обмоткой и внешней цепью.

Для обеспечения надежного токосъема щетки скользят не по проводникам обмотки якоря (как это было вначале развития электромашиностроения), а по коллектору, выполняемому в виде цилиндра, который набирается из медных пластин, изолированных одна от другой.

Если машина работает в генераторном режиме, то коллектор вместе со скользящими по его поверхности щетками является выпрямителем. В двигательном режиме, когда к якорю подводится питание от источника постоянного тока и он преобразует электрическую энергию в механическую, коллектор со щетками можно рассматривать как преобразователь частоты, связывающий сеть постоянного тока с обмоткой, по проводникам которой проходит переменный ток.

Таким образом, главной особенностью машины постоянного тока является наличие коллектора и скользящего контакта между обмоткой якоря и внешней электрической цепью.


2.  Двигатели постоянного тока независимого возбуждения (ДПТНВ). Особенности конструкции, механические и регулировочные характеристики.

В двигателе с независимым возбуждением, обмотка возбуждения подключается к независимому источнику питания (магнитное поле обмотки возбуждения создается сторонним источником питания).

Достоинства ДПТНВ:

1.  Отсутствие самохода (самоторможения двигателя при снятии сигнал управления)

2.  Широкий диапазон регулирования частоты вращения

3.  Линейности механических и регулировочных характеристик

4.  Устойчивость работы во всем диапазоне частот вращения

5.  Большой пусковой момент

6.  Малая мощность управления

7.  Быстродействие

8.  Малые габариты и масса

Недостатки ДПТНВ:

1.  Наличие скользящего контакта между щетками и коллектором (источник радио помех)

2.  Малый срок службы щеточного устройства

Для получения выражения для механической и регулировочной характеристики воспользуемся следующими известными выражениями:

Известно что:  Следовательно:

Связь между частотой вращения и ЭДС в обмотке якоря, а также между вращающим моментом и током якоря устанавливается через общий электромеханический коэффициент:

Подставив в уравнение для второго закона Кирхгофа  выражения для тока якоря  и ЭДС якоря  получим:

Отсюда уравнение механической и регулировочной характеристики будет иметь вид:

Вывод: механическая характеристика (U=const) имеет линейный вид с отрицательным угловым коэффициентом. Регулировочная характеристика (M=const) также имеет линейный вид, только угловой коэффициент наклонная является положительным.

3.  Режимы работы ДПТ. Механические характеристики для различных режимов работы

Выражения для построения механической характеристики ДПТНВ имеет вид:

Построить механическую характеристику можно по двум характерным точкам:

1 – точка идеального холостого хода

Частота идеального холостого хода:  (при моменте нагрузки

Похожие материалы

Информация о работе