Заметки и краткие ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Представление знаний в интеллектуальных системах", страница 4

1)имена других фреймов  или  2)фасеты:

а) агрегат – указывает, что должны быть заданы требуемые объекты.

б) диапазон – указывает, что должен быть выполнен 1 из множества объектов.

в) по умолчанию.

автор

Ф.И.О.

Агрегат (Ф.И.О.)

отдел

Диапазон (производство, управление)

Вопрос №14.

Фрейм – это таблица, структура и принцип организации, который является развитием понятие отношения в реляционной модели данных.

Структура фрейма:

Имя фрейма

Имя слота

Указатель наследования

Указатель типа

Значение слота

Слот 1

S (тот же)

Frame; List;

………

U (уникально)

Atom; List;

Слот N

I (независимый тип)

Text

Слот  - это элемент данных.

Указатель наследования – показывает какую информацию об атрибуте, наследуют слоты нижнего уровня с теми же именами.

S – слот наследуется с теми же значениями данных.

U – слот наследуется, но данные могут принимать любое значение.

I – слот не наследуется.

Frame (указатель) – имя фрейма верхнего уровня.

Atom (переменная)

List (присоединительная процедура), List (список), Text.

Вопрос №15.

Пролог – это декларативный язык, то есть программа написанная на нем, представляет набор фактов с правилами, которая обеспечивает получение заключений на основе фактов. В основе языка лежит упрощенная версия синтаксиса логики предиката – это логическая функция, отражающая отношения между аргументами принимающая значение истина, если это отношение есть,  и ложь в противном случае. Программы на прологе включают в себя:

Постановку задачи в виде множества формул. Они описываются в разделе (Clauses). Описание цели Goal, то есть формулировку, которую нужно доказать исходя из множества правил и фактов содержащихся в постановке.

  Факты – это отношения между объектами или свойства объектов.

Любит (саша, маша)

девочка (маша)

  Правило: - Это заключение для которого известно, что оно истинно, если доказано, сто заданный набор условий является истинным.

«:-»- если

Правило состоит из 2-х частей:

1)  Заголовок - это факт, который был истинным, если бы были истинными условия.

2)  Правило – это ряд условий, которые должны быть истинными. 

Саша любит все, что маша.

любит (саша, Что-нибудь)

:-любит (маша, Что-нибудь)

Вопрос №16.

1)  Clauses (или раздел приложений). Факты и правила.

2)  Predicates (раздел предикатов). В нем появляются предикаты, описанные в разделе Clauses. В прологе есть большое количество предикатов, которое не требует объявления. Все предикаты данного раздела перечисляются с указанием типов их аргумента (доменов).

любит (арг. 1 тип1, …)

250 символов арг.2 тип N,…

Аргументы предикатов должны принадлежать доменам известных прологу. домены могут быть стандартными и объявленными.

Предикат_мой

(Symbol, Integer)

(Имя, Возраст), то необходимо завести

Domains

имя = symbol

возраст = integer

3)  Domains (раздел доменов или типов данных). Целью этого раздела является объявление специальных доменов, которые отсутствуют в стандартных доменах.

Саша мужчина, которому 22 года

Domains

name, sex = symbol

age = integer

Predicates

person (name, Sex, age)

4)  Goal (раздел цель). Аналогичен телу правила и в нем указывается список под цели.

Domains

/* - многострочные комментарии. Объявление типов данных */

Predicates

 % - объявление предикатов (однострочные комментарии)

Clauses

% предложение

% (факты и правила)

Goal

/* подцель1, подцель2…..

Вопрос №17.

Детерминизм означает, что любое множество входных значений вызывает единственное возможное множество команд, которое используется для определения выходных значений.

Visual Prolog обладает строго детерминированной системой и системой его проверки. Это заставляет программиста объявлять 2 аспекта поведения предикатов и фактов.

Аспекты:

1)  Может ли вызов предиката завершаться неуспешно.

2)  Какое количество решений предикат может выдать.

Для того, чтобы сделать предикаты не детерминированными, (то есть допустить множественные решения).

nondeterm

имя_предиката(....)

Примеры работы с правилами

Девочка вегетарианка и ест только то, что говорит ей доктор.

девочка_может_есть (Пища_меню):-

овощи (Пища_меню),

список_докторский (Пища_меню).

Пример:

Пусть у нас имеются факты.

родитель (петя, саша)

отец (петя, саша)

мать (света, саша)

Правило:

Человек является родителем другого, если он является отцом (матерью).

родитель (Персона1, Персона2):-

отец (Персона1, Персона2).

родитель (Персона1, Персона2):-

мать (Персона1, Персона2).

Вопрос №18.

Унификация – это процесс сопоставления вызова из раздела GOAL с предложением в разделе CLAUSES.

Пример:

Режиссёр хочет снять сериал, но ему нужна книга более 300 страниц.

domains

  заголовок, автор=symbol

  объем=integer

predicates

  книга (заголовок, объём)

  писатель (автор, заголовок)

  сериал (symbol)

clauses

  писатель (Федя, «Доктор Нет»).

  писатель (маша, «Моби Дик»).

  книга («Доктор Нет», 250).

  книга («Моби Дик», 310).

  сериал (Название):-

       писатель (_, Название),

       книга (Название, ТОМ), ТОМ>300.

1. goal

      писатель (X,Y).

Шаги:

-  Prolog проверяет каждое предложение писатель и сопоставляет X и Y с предложениями.