Территория и другие пространства. Понятие и виды территории в международном праве

Страницы работы

10 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Лекция № 9

Территория и другие пространства

§ 1. Понятие и виды территории в международном праве.

Территории с неопределенным статусом

Значение территории в международных отношениях определяется прежде всего тем, что она является не просто пространством, а средой обитания и материальной базой существования каждого государства в отдельности и человечества в целом. Первоначально, территория представляла собой предмет захвата, раздела и передела государственных территорий, и лишь впоследствии началось интенсивное использование пространств, находящихся за пределами национальных юрисдикций.

Под территорией в международном праве[1] (в широком смысле) понимаются пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела.

Исторически, было известно четыре вида режима территорий:

1. территориальный суверенитет (государственная территория);

2.  территория, на которую не распространяется суверенитет какого-либо государства или группы государств и которая имеет свой собственный статус;

3. res nullius (ничейная территория);

4. res communis (территория, принадлежащая всем).

Территориальное верховенство распространяется на сухопутную территорию; территориальное море, прилегающее к сухопутной территории; на поверхность, недра дна территориального моря и воздушное пространство над ней.

Ничейная территория состоит из тех же элементов, которые юридически могут являться предметом завладения со стороны тех или иных государств, но на которые еще не распространено их верховенство.

Территория, принадлежащая всем - это открытое море и космическое пространство.

Согласно более поздней классификации, режимы территории в международном праве можно разделить:

1.  Государственная территория – пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет)[2]. Последнее осуществляет в ее пределах свою исключительную власть, устанавливает правопорядок, однако государственный суверенитет абсолютен до тех пор, пока это не наносит ущерб интересам других государств.

2.  Территория с международным режимом - это лежащие за пределами государственной территории земные  и иные пространства, открытые для использования всеми государствами в соответствии с международным правом. Открытое море, воздушное пространство над ним и глубоководное морское дно за пределами континентального шельфа находятся в общем пользовании всех государств.

3.  Территория со смешанным режимом - к ней относятся континентальный шельф и экономическая зона. Эти территории не находятся под суверенитетом отдельных государств, однако каждое прибрежное государство имеет определенные суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов в их пределах, на охрану природных ресурсов этих районов. Объем этих прав определяется Конвенциями о континентальном шельфе 1958 г. и по морскому праву 1982 г. За пределами этих зон действуют иные нормы международного и национального права.

В международном праве, однако, ситуация далеко не всегда складывается в идеальном варианте, а потому как международным, так и национальным судебным органам время от времени приходится сталкиваться с такими проблемами, как остаточный суверенитет, неопределенность государственного суверенитета и проч. Рассмотрим некоторые ситуации, которые выделяет Ян Броунли[3], для демонстрации не окончательно определенного территориального верховенства:

1) управление территорией с сопутствующими правами и обязанностями может находится в руках другого государства. Важнейшими признаками в этом случае являются, во-первых, продолжение существования субъекта права и, во-вторых, признание принадлежности территории именно этому субъекту, а не тем государствам, которые ею владеют в данный момент. Например, Германия после войны: четыре главные союзные державы приняли на себя верховную власть в стране, однако правовая компетенция германского государства не исчезла. Оно продолжало существовать, и даже юридически обоснование оккупации зависело от его существования. Имевшееся же в этом случае весьма значительное умаление суверенитета не означало его перехода;

2) управление без государственного суверенитета - в международном праве существует вероятность ситуаций, когда международные организации управляют территорией в качестве законных представителей, и принимают на себя правовую ответственность в отношении территории, над которой ни одно государство не осуществляет территориального верховенства. Только в 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН прекратила мандат в отношении Юго-Западной Африки;

3) неопределенный суверенитет - разумеется, территория, являющаяся землей res nullius не имеет определенного суверена.

Однако, главным образом, неопределенность суверенитета является следствием отказа от суверенитета прежнего обладателя и возникновения «междуцарствия». Урегулирование вопроса этой территории откладывается до исполнения какого-либо условия, или же государства, ответственные за урегулирование проблемы, по тем или иным причинам воздерживаются от ее решения либо осуществляют его не должным образом. В 1951 г. в Сан-Франциско был подписан мирный договор с Японией. СССР не подписал его в силу противоречия соглашениям, заключенным в период второй мировой войны. По этому договору Япония отказалась от всех прав на Формозу, но последняя не явилась предметом какого-либо урегулирования и не была передана другому государству. Иными словами, остров Формоза до достижения независимости (ныне – государство Тайвань) оставался территорией с неопределенным статусом.

Еще один источник неопределенности статуса - положение, когда два государства осуществляют одинаково эффективные действия по завладению одной и той же ничейной территорией. В таких случаях одну из сторон в споре, как правило, рассматривают в качестве законного владельца, а другую - претендента, обязанного доказать свои права;

Похожие материалы

Информация о работе