Территория и другие пространства. Понятие и виды территории в международном праве, страница 2

4) прекращение и обратный переход прав - при некоторых обстоятельствах территориальное верховенство может прекратиться в силу действия права. Например, при исполнении отменительного условия или при отпадении условия, на котором была произведена передача суверенитета, если есть прямо выраженное или подразумеваемое положение об обратном переходе правового титула к прежнему обладателю. Независимость княжества Монако ограничена условием, что монакский престол не окажется вакантным. До тех пор, пока данное условие реализуется, владелец этого престола обладает правами во всех отношениях эквивалентными суверенитету;

5) остаточный суверенитет - оккупация иностранной территории в мирное время может иметь место на основе договора с территориальным сувереном. По такому договору могут быть переданы весьма значительные права управления вплоть до делегирования их обладателю на определенный срок осуществления многих прав территориального суверена.

По договору 1951 г. Япония согласилась, что, впредь до включения островов Рюкю в систему опеки ООН, «США будут иметь право осуществлять все и любые права управления, законодательства и юрисдикции в отношении территории и населения этих островов, в том числе в отношении их территориальных вод». В 1951 г. государственный секретарь США упоминал об «остаточном суверенитете» Японии над этими островами. Суды США в своих решениях указывали, что жители островов Рюкю не были гражданами США, и что эти острова являлись иностранной территорией; при этом в решениях говорилось о «суверенитете де-факто», принадлежащем США и правах Японии как об «остаточном суверенитете» или «суверенитете де-юре». Восстановление полного суверенитета Японии было предметом двусторонних соглашений 1968,1969 и 1970 гг.;

6) международная аренда - сам термин является лишь обыкновением, принятым в международном праве, и указывает на характер ситуации довольно поверхностно.

Каждый случай зависит от конкретных обстоятельств и от условий договора. Существует презумпция, что отчуждатель прав сохраняет остаточный суверенитет: например, по конвенции от 06.03.1898 г. Китай передал Германии в аренду, временно на 99 лет, обе стороны входа в бухту Киао-Чао (аренда была передана Японии в 1919 г. и прекращена в 1922 г.). По ст. 3 Китай должен «воздерживаться от осуществления прав суверенитета в отношении передаваемой территории в течение всего срока аренды», то есть совершенно очевидно, что Китай сохранял остаточный суверенитет и арендатор не имел некоторых прав, например права отчуждения территории третьему государству;

7) уступка пользования и владения на вечные времена - 18.11.1903 г. Панамская республика предоставила США «на вечные времена... права пользования, занятия и контроля в пределах 10-мильной зоны земли и земли под водой для постройки.... и защиты Панамского канала».

За отчуждателем остается остаточный суверенитет (в данном договоре Панама, по-видимому, отказалась даже от права распоряжения). Хотя лицензия может быть прекращена, предоставление «навечно» по смыслу не может быть отозвано обратно. Тем не менее, право получателя основано на соглашении и может быть прекращено отчуждением остаточного суверенитета третьему государству, в отношении которого данное предоставление было res inter alios acta (сделкой между третьими сторонами).

Другими словами, ограничение права распоряжения заключается в юридической невозможности предоставить такие же права другому государству; остаточный же суверенитет может быть отчужден, но получатель прав не обладает правом отчуждения[4].

§ 2. Государственная территория

Государственная территория и относящиеся к ней пространства (воздушное пространство и территориальное море) вместе с правительством и населением в ее границах представляют собой физическое и социальное проявление основного вида субъекта международного права - государства.

Правовая компетенция государств и нормы ее защиты зависят от наличия и предполагают наличие стабильного, физически отграниченного территориально-политического организма - homeland.

Компетенция государств в отношении их территории определяется как суверенитет и юрисдикция. Обычный комплекс государственных прав, так называемый типичный случай правовой компетенции, обозначается как суверенитет. Можно сказать, что суверенитет не что иное, как краткое обозначение правосубъектности определенного рода, то есть статуса государства. Конкретные права или совокупность прав, количественно меньшая, чем обычный комплекс, называется юрисдикцией, которая относится к конкретным аспектам правосубъектности, в особенности к правам, претензиям, привилегиям и компетенции[5].

В правовую компетенцию государства (суверенитет) входят значительные права в отношении внутренней организации и распоряжения территорией. Это общие права управления, администрации и распоряжения. Суверенитет проявляется также и в том, что на государственной территории исключается действие публичной власти другого государства, за исключениями, касающимися, например, дипломатических представительств.

Части государственной территории.

К сухопутной территории, постоянно находящейся выше линии наибольшего отлива, относятся: материк, острова и анклавы (то есть части сухопутной территории государства, охваченные территорией другого государства и не имеющие морского берега). Сухопутная территория не обязательно состоит из всех названных разновидностей.

Водная территория состоит из вод, рек, озер, искусственных хранилищ и водных путей, расположенных в пределах данного государства, внутренних морских вод и территориального моря.

К внутренним водам государства относятся:

- воды, расположенные в сторону берега от исходных линий территориального моря;

- воды заливов, ширина входа в которые не превышает 24 морские мили;

- «исторические» заливы (воды, которые ввиду их особого положения и значения для обороны данного государства, принадлежащие ему в силу исторической традиции), даже если ширина входа превышает указанный лимит (в РФ - Залив Петра Великого, Пенжинская губа на Дальнем Востоке);

- воды портов;

- воды между прямыми исходными линиями, от которых производится отсчет территориального моря. Причем, если установление прямой исходной линии приводит к включению во внутренние воды районов, считавшихся ранее территориальным или открытым морем, в этих районах сохраняется право мирного прохода.